«Беседы с подростками о вере». Адриан Гусейнов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Беседы с подростками о вере». Адриан Гусейнов

* Поделиться

У нас в гостях был теолог, преподаватель основ православной веры, лидер ансамбля ИХТИС Адриан Гусейнов.

Разговор шел о том, как говорить с подростками о вере, и почему одна из основных обсуждаемых важных тем в беседе с ними — это добрачные отношения и создание семьи.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан, в гостях у нас сегодня Адриан Гусейнов, теолог, педагог, очень хорошо известный нашим радиослушателям как лидер ансамбля «Ихтис», ну вот сегодня в качестве собеседника в программе «Светлый вечер». Добрый вечер!

Адриан Гусейнов:

— Добрый вечер, добрый вечер!

Константин Мацан:

— Почему я так сакцентировал, что педагог и теолог, мы сегодня поговорим о такой, на самом деле, сложной теме, которая, я уверен, особенно для родителей очень актуальна: как говорить о вере с подростками, с детьми вообще, ну и с подростками в том возрасте, когда уже начинаются вопросы и сомнения, иногда даже протест против Церкви, если ребёнок церковный, или просто какие-то непонимания, если ребёнок из светской семьи, которая при этом стала как-то вот воцерковляться, интересоваться. Я бы вот бы с чего начал, я помню один священник, который занимался воскресной школой, рассказывал, что вот думали-думали, как строить общение с подростками и решили: нужно послушать, о чем они спрашивают. Вот о чем им интересно. И оказалось, очень острые вопросы там, начиная от политики Кремля и заканчивая однополыми отношениями и отношением ко всему этому Церкви. Вот с каким спектром интересов ты сталкиваешься?

Адриан Гусейнов:

— Ну, поскольку у нас неформальное с ними общение, и это принципиальная позиция и условие для интересных наших бесед, я сам ставлю себя, с одной стороны, казалось бы, в сложное положение, с другой стороны, мне наоборот в этом существовать легче, я говорю им, что можно говорить обо всём абсолютно, я три раза подчёркиваю — абсолютно обо всём. Я их призываю к откровенности, пусть даже не боятся, даже если им кажется, что они сейчас скажут какую-то глупость. Потому что я говорю: часто через такую глупость мы к каким-то откровениям приходим. Ну и, в общем, когда добиваешься такого доверия и такой искренности, тогда получается разговор. Костя, прости, если я сейчас съехал немножко. Просто как раз для меня это очень важно, чтобы они были предельно откровенны. И темы любые. Но если хотите про нашу передачу, там есть заданность.

Константин Мацан:

— Ну давай поясним, что на канале «Радость моя» у тебя передача, которая называется «Быть человеком».

Адриан Гусейнов:

— «Быть человеком». За основу взята православная антропология, и каждая передача посвящена отдельной теме, там свобода, образ Божий, природа человека, любовь, ну и так далее. И конечно, в каждой передаче мы придерживаемся каких-то определённых тем, но при этом так или иначе затрагиваем всё, что они хотят, абсолютно. Тем более что у нас каждая запись, каждая беседа длится около 3 часов, а в передачу входят материалы на 36 минут. Конечно, очень много не входит, это предмет моей грусти, потому что у нас с одной стороны, очень весело, мы там катаемся часто со смеху не просто так, а именно в теме. Я вообще сторонник того, чтобы все сдабривать не просто любовью, а ещё очень важный момент, не хохмами, не просто приколами, а вот именно глубокими шутками какими-то, шутками, которые глубоко в этой теме, которую мы проходим и которые её закрепляют, в общем, обычно получается. Ну меня вообще здорово причесывают, я может быть, ропщу, потому что телеканал детский, и много из того что я там говорю с ними, в эфир пускать нельзя. И у меня уже была идея: может быть, создать какую-то параллельную линию того, что не вошло в передачу, я не знаю. В общем, Кость, прости, я немного растекся.

Константин Мацан:

— Наверное, это можно назвать «То, что вырезали из телеканала», просмотры сразу взлетят. Ну вот смотри, программа ты сказал, что многое не входит, ну можно как раз сейчас говорить о твоем опыте, о том, что вошло и не вошло, о тех реакциях, которые ты получаешь, и тех же опять же темах, которые их интересуют, ну вот давай, что называется, зайдём с козырей. Вот тебе наверняка приходилось с подростками говорить о таком вопросе, как близость до брака между мужчиной и женщиной.

Адриан Гусейнов:

— Да, конечно.

Константин Мацан:

— Позиция церковного предания на этот счёт.

Адриан Гусейнов:

— Конечно, конечно. Это, на самом деле, самая интересующая их тема. Вы знаете, сразу хочу оговориться для наших радиослушателей, что я перенёс два COVIDа, один в июне, второй в январе, и у меня нет таких, люди жалуются на плохую память, у меня очень странные явления после этого, у меня западают некоторые слова.

Константин Мацан:

— Я буду вам подсказывать.

Адриан Гусейнов:

— Иногда я ещё начинаю заговариваться, поверьте, это даже бывает не тавтология, а именно какой-то сбой. Мне подсказали, правда, это лечится, знаете, чем? Надо писать ручкой какие-то тексты, это мелкая моторика, включение мозга, в общем, действительно помогает. Но перейдём... Это действительно самая интересующая их тема, и я без ложной скромности скажу, что большой опыт разговоров на эти темы, и тут очень важно говорить очень откровенно, честно и компетентно. Я не много видел отцов, которые бы говорили об этом... Ну компетентно так говорят много, но говорили бы об этом интересно. Ну вот был он не батюшка, но всё-таки богослов Авдеенко, у него был очень интересный опыт. Тебя в данном случае интересует, что я говорю об этом?

Константин Мацан:

— Да.

Адриан Гусейнов:

— Я открываю аспект очень необычный, очень интересный, ну понятно, что очень важно, что это не просто нельзя, что так написано, поэтому нельзя, хотя это немаловажный аспект, если мы верим Библии, то как Филарет Московский сказал, когда ему одна барышня сказала: ну как же, Владыка, ведь сейчас доказано, что киты питаются планктоном, и никак он не мог Иону проглотить. Он сказал: вы знаете, если бы написано там было, что Иона проглотил кита, я бы и в это поверил, только потому что я верю в Библию. Это, кстати, очень серьезная позиция, мы должны в первую очередь верить, а потом уже рационально все разбирать. Почему? Потому что очень даже исторически, например, в средине 20-го века атеисты утверждали, что новозаветная история — миф, в том числе из-за того, что про Понтия Пилата нигде не было упоминаний, и такого не может быть как бы, чтобы в римских хрониках нигде не отразился такой деятель, и только в середине 20-го века нашли плиту с его именем. Понимаете, те кто закомплексовал бы, уступил бы в чем-то, и начал бы объяснять, что это может быть аллегория власти или ещё что-то, он попал бы в очень незавидное положение. И нам в этом смысле, может быть, не стоит спорить в каких-то вещах, там о сотворении мира, я имею в виду, конечно, в известных пределах, но вместе с тем верить тому, что написано, именно потому что мы ещё не знаем именно что и сколько нам будет открыто Дело веры — это дело веры, это немного другое.

Константин Мацан:

— Я правильно понимаю, если мы сейчас об этом говорим, что Библия просто нам дает идеал супружеской жизни, один муж, одна жена, «не возжелай жены ближнего твоего», то есть там не говорится, грубо говоря, то, что бы мог искать подросток, что до брака нельзя, там просто говорится, что подлинная любовь, подлинный союз мужчины и женщины в браке, и этим отсекается все остальное?

Адриан Гусейнов:

— Ну нет, там всё-таки сказано, что есть два вида греха: прелюбодеяние и любодеяние. Любодеяние — и есть как раз секс вне брака. Это конкретно об этом сказано. Но тут интересно другое, надо этот аспект обозначить, что мы движемся вверх, а дальше уже объяснить почему. И вот здесь можно, конечно, и это тоже нельзя исключать, что Авдеенко говорил о том, он основывался на словах апостола Павла, что сочетающийся с блудницей, единое тело с ней, как не в браке. Именно кто сочетается с блудницей вне брака, а именно половой близостью, сочетается её грехам, и Авдеенко отсюда выводил, что у неё до этого было столько-то мужиков, а у мужиков столько-то было женщин, и соответственно все они включаются в такую чёрную связь, антицерковь такая. Но я бы хотел ещё другое, надо обязательно сказать. У нас произошла десакрализация. Да, братья и сестры, сразу прошу прощения, но я просто не могу аналог найти, если говорить супружеская близость, это не совсем обозначено. У нас произошло и происходит десакрализации секса. Вот это проблема, потому что вот эта близость, если хочешь, это даже священное понятие. Я объясню почему. Дело в том, что Бог сотворил мир и на седьмой день почил от трудов своих, и с тех пор по большому счёту нового ничего нет, конечно, какие-то виды меняются, что-то усовершенствуется, но ничего нового не происходит. Во вселенной вообще, в духовном это три категории личности, у кого есть бессмертная личность, это сам Бог, понятно, ангелы и люди, бессмертной личности нет у животных, растений и так далее. И вот сейчас ты поймёшь к чему я. Вот смотри: Бог сотворил ангелов, невидимый мир, Он сам есть личность вечная, и Он сотворил ангелов, Он сотворил Адама и Еву, и Он дал такой дар, которым обладают только люди — это рождение бессмертных душ, продолжение. Мир сотворён, но именно люди продолжают рождать бессмертные души именно личности. Понимаешь, тут надо оговорится, братья и сестры, имеется в виду, по общепринятому основному такому пониманию душа, дух и даже вообще личность зарождается во время зачатия ребёнка, вот прямо, как из семени отца и матери зарождается новое тело, это не есть часть матери и часть отца — это новое тело, прям в этот же момент зарождается душа, из души отца и матери, и дух. Это ошибочно думать, что Бог каждый раз посылает новую душу, в момент зачатия, понимаете? Это вообще святоотеческое учение, просто надо иметь в виду это, если это иметь в виду, тогда мы принимаем, какой бесценный дар дан человечеству в виде супружеской близости и возможности возрождать детей. Ведь мы рождаем бессмертных личностей — это целые вселенные рождаются, понимаете? Это удивительно, это же, по сути, будущие в потенциале боги по благодати. Вот почему происходит такая битва за аборты или против абортов, именно поэтому. Потому что нашим врагам, вот нечистому, хочется как можно больше уничтожать, чтобы не рождались новые личности бессмертные. Этот божественный дар, и в этом наше богоподобие тоже, потому что мы рождаем, как Бог, мы продолжаем рождать их, и соответственно близость — это такое святое понятие, которое я сакрализую, потому что оно предназначено для такой тайны, но здесь нужно оговориться об одной штуке. В отличие от католического учения в православном учении, мы сейчас в некотором смысле начинаем какую-то некую православную сексологию, но это не так, конечно, я просто хочу оговорить очень важный момент, в отличие от католического понимания, хотя католики сейчас пересматривают очень многие вещи, у нас супружеская близость, супружеская между мужем и женой не только для зачатия детей, в православным понимании близость между мужем и женой — это радость встречи и единение, а дети — это плоды любви.

Константин Мацан:

— Адриан Гусейнов теолог, педагог, лидер ансамбля «Ихтис» с нами и с вами в программе «Светлый вечер», вот то есть ты это рассказываешь подросткам? В рамках передачи или в рамках просто того широкого общения, которые у тебя уже очень много лет с подростками есть как у педагога, тебя слышат, это воспринимается? Вот подросток 13-14 лет для него послание- месседж, что мы только люди, но только людям Господь даровал способность рождать новые бессмертные души, и поэтому супружеская близость, это некий акт сакральный, для них эта аргументация доходит?

Адриан Гусейнов:

— Именно такая аргументация и доходит. Не просто нельзя, а именно когда ты вот так объясняешь, до них доходит, и тогда они начинают понимать, почему им надо хранить девство, я им говорю: вам уже сейчас нужно готовить себя к браку, сохраняя себя, для того, чтобы здоровое потомство было.

Константин Мацан:

— Это очень интересно, кстати, готовиться к браку, сохраняя девство, ради большой цели впереди.

Адриан Гусейнов:

— Да, да, именно ради большой цели впереди, для того чтобы все это было не через чёрный ход, а царскими вратами. Их это даже, понимаешь...

Константин Мацан:

— Вдохновляет?

Адриан Гусейнов:

— Да, спасибо! Вдохновляет, правда, они вдруг обретают смысл для чего, почему и ради чего, и я им говорю ловушки, через которые лишают девственности обычно: мои уехали, айда ко мне с ночёвкой, группой заезжают, там алкоголь, и всё, это накатанная тема. Я просто предупреждаю об этом, предупреждаю как начинают уговаривать и прочее, как совращают. Парням говорю, если вам начнут говорить, что вы какой-то неполноценный, закомплексованный, вообще не мужик, в этом случае можно сказать: ну хочешь, по морде дам? Узнаешь мужик или не мужик. Нет, это моя сознательная позиция, что ты начинаешь манипулировать мной? У них сразу глаза загораются, они понимают, что у них есть инструментарий, которым можно пользоваться...

Константин Мацан:

— Есть за что бороться.

Адриан Гусейнов:

— Да, есть за что бороться. И при этом выглядеть Д’Артаньяном, а не закомплексованным чухандосом, вот это их прям поддерживает.

Константин Мацан:

— Чтобы тему немножко так подытожить, хотя очень кратко мы о ней сказали, мне очень памятен рассказ одной моей знакомой, которая была в паломничестве, она была в монастыре, и к ней как-то неожиданно подошла, как-то разговор сложился с одной из сестёр, может быть, с матушкой-игуменьей монастыря, это не в России было, она сказала этой моей знакомой: храни девство. А знакомая уже взрослая была, она говорит: но я, к сожалению, уже не сохранила. На что ей игуменья ответила: никогда не поздно. Вот ты понимаешь, о чем это?

Адриан Гусейнов:

— Я очень хорошо понимаю. Потому что я впервые эту мысль услышал от покойного и дорогого нам всем митрополита Антония Сурожского, он об этом говорил, и цитировал кого-то даже, он даже говорил это не от себя, потому что мысль-то дерзновенная, он цитировал какого-то святого и говорил, что плачь о грехах возвращает девственность, и меня потрясла эта мысль в свое время.

Константин Мацан:

— Ну ещё одна тема, которую ты обозначил, когда вначале ты перечислял те аспекты, скажем так, христианской антропологии, которые ты обсуждаешь в рамках программы «Быть человеком», вообще, видимо, в рамках общения, повторюсь, с молодыми людьми, тема свободы. Вот какие главные стереотипы, какое неправильное понимание о свободе есть у твоих собеседников и каково для тебя здравое, нужное понимание того, что такое свобода в христианской перспективе.

Адриан Гусейнов:

— Ну понятно, это одна из самых сложных тем, манипуляция там...

Константин Мацан:

— Мы здесь вообще простых не обсуждаем тем.

Адриан Гусейнов:

— Про свободу каждый имеет свободу на свое мнение. И мы начинаем разбирать, что такое свобода и в чем она обретается по-настоящему. Сразу скажу финал, к чему мы приходим, что свобода не от, а свобода для, вот в итоге в конце мы к этому приходим. Это в конце такой, прям не катарсис, конечно, это громко сказано, но прям вот выход такой, мы это обсуждаем и приходим к такому, формулируем в конце. Это для них прям ключ такой. Свобода не от, свобода для. Просто уже сразу по-другому, например, старшие поучают, а если мы формулируем не свобода от, а свобода для, мы начинаем по-другому понимать, что эта свобода — возможность использовать опыт старших, например, раз, тумблер переключился на другую волну вообще, ты можешь воспользоваться этим, это твоя свобода в этом. И по большому счёту свобода — это то, что тебя движет к развитию, в конечном итоге мы все приходим к тому, что свобода это все что тебя соединяет с Богом, потому что Он источник подлинной свободы. Мы разные разбираем, в том числе потрясающую фразу святителя Филарета Московского, я дословно сейчас не воспроизведу, он очень точно сформулировал, я даже встречал у старообрядцев, которые не признают наших святых, но которые здесь преклоняются перед его мудростью. Он говорил — удивительное человек создание, ему не хватает естественного голода природного, он придумал себе новый голод — табачный. И мы вот на примере этой фразы рассматриваем, что это уже не свобода — если ты куришь, и вот через это мы уже говорим о грехах дальше, что любой грех — это не свобода. И именно я стараюсь сделать так, чтобы они к этому выводу пришли. На примере вот этой фразы, мне помогает святитель Филарет с курением, и дальше мы в этом русле начинаем рассуждать, приходим к тому, что свобода — это Божий дар, это наше богоподобие в этом. У нас образ Божий, ну это немножко другая тема. Что такое образ Божий? Мало кто себе это представляет — это не просто свобода, разум, любовь, это все проявление образа Божия, что такое образ Божий — это тайна великая, но мы свободу рассматриваем в контексте проявления образа Божия. Соответственно, в конце концов, приходим к тому, что полная свобода обретается в словах, которые Христос сказал: познайте истину, она сделает вас свободными. Это если мы говорим с православными детьми, если мы говорим со светскими детьми, у меня тоже опыт есть, мы к этому приходим чуть сложнее. Надо подводить сначала на мирских примерах, на примере того же курения и так далее. И вот даже мы тему рассматриваем близости. И даже потихоньку я подвожу и в конце говорю: а вы знаете — об этом ведь Христос говорил, что познайте истину, она сделает вас свободными. И вдруг вот такие евангельские слова они как-то вот слышат.

Константин Мацан:

— Ну давай тут чуть-чуть поясним, мне кажется, это очень интересно, особенно в контексте разговора со светскими. Что ты говоришь, где здесь эта смычка для них — свободы от и свободы для? То есть в чем они в своей жизни могут увидеть, что я вот тут думаю, что я свободен, а я на самом деле не свободен?

Адриан Гусейнов:

— Извини, что я опять про курение, новый искусственный изобретён голод. Вот это самый простой яркий пример. На этом примере я могу соответственно и наркотики, и о чем угодно рассуждать, на своем примере я могу про чревоугодие хорошо поговорить, благо, я внешне располагаю, так сказать, вызываю доверие, если человек знает, о чем я говорю, ну и так далее.

Константин Мацан:

— Ты сказал, образ Божий — это такая тема, сложная, в том смысле, что очень таинственная.

Адриан Гусейнов:

— Таинственная, потому что на самом деле очень мало кто знает и понимает тайну этого, многие за образ Божий принимают творчество, бессмертную личность, бессмертную душу, а это не есть образ Божий, это проявление. Например, казалось бы, бессмертная личность есть только у нас, у ангелов и у Бога. Ну и соответственно это и есть образ Божий, нет. Может быть, личность — это самое главное проявление образа Божия, но сам образ Божий остается таинственным, как говорил кто-то из святых, что собственно является образом Божьим, да, образом тайны. Образ Божий сам по себе остается тайной. И путь к нему внутри человека это, конечно, через очищение и в итоге три монаха, притча такая: значит три монаха, один решил, договорились, что один остается в пустыне, а другой идёт примиряет всех, блаженны миротворцы, а третий идёт и что-то там, условно говоря, там милостыней занимается. Через много времени они собрались опять в пустыне, и первый говорит: ты знаешь, сколько я ни ходил, ни примирял, что-то получалось, но, в принципе, человечество примирить невозможно, то там то сям прорывается, второй говорит, да, ты знаешь, я тоже, сколько ни жертвовал, где-то это переходит в дармоедство, все равно как-то все тоже ничего не исправлялась, а третий взял сосуд с водой, поставил, и когда вода успокоилась, они смотрят туда, а я увидел себя. И вот, казалось бы, эта притча непонятно закончилась, на самом деле, он имел в виду, что он увидел, ему открылся образ Божий, а соответственно, мы можем вспоминать, что говорил преподобный Серафим: свяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. Вот это преподобный Серафим, он вообще, немного осталось такого наследия, что он говорил, но все, что он говорил — это непосредственно ключи к тайне образа Божия. Константин Мацан:

— А есть какой-то ход мыслей, через который можно говорить со светским человеком, с подростком, допустим, не церковным, не используя выражение образ Божий. Для него это какая-то красивая фраза, метафора, но если человек внутри себя с этим не согласен, существование Бога ставит под вопрос, то говорить об образе Божьем бесполезно. Вот на что можно в человеке указывать, что показывает ему какую-то...

Адриан Гусейнов:

— Уникальность?

Константин Мацан:

— Что он и часть мира и не часть, что он уникальное явление в этом мире, если корректно выражаться?

Адриан Гусейнов:

— Ага, тогда надо говорить именно о разумной бессмертной личности, опять же бессмертной, если он не верит, разумная личность, о совести, как о феномене, что такое совесть? Ведь если Бога нет, всё можно, откуда это, что это такое, и что стыд — это уже это попранная совесть, это очень интересно. Совесть она дын, дын, дын, если игнорируется, то включается под конец стыд. Ну вот, наверное, так. Потому что... хотя если это какой-то воинствующий атеист, то это бессмысленно будет. Тут надо тогда просто ничего не доказывать, просто какую-то любовь проявить и всё. Хотя если это подросток, они во многом ценят внимание к себе, они очень ценят внимание, не в смысле, чтобы их превозносить, а когда ими интересуются, не в смысле, что ты в школе получил, а их личностью интересуются, вот митрополит Антоний опять же хорошо говорил, вот как хорошо в себе путь к образу Божиему — это очищение через покаяние, он открывается образ Божий в нас, а образ Божий в других? Митрополит Антоний говорил, что первый ключ к образу Божьему в другом, это вера в то, что в нём есть образ Божий, и это очень сложно, когда мы говорим о каких-то негодяях, о тех, кого мы считаем негодяями, то, что в них тоже есть образ Божий, но образ Божий его нельзя исказить, его можно умалить, ограничить, скажем. Скажем, у какого-нибудь Гитлера он максимально был ограничен, но его исказить нельзя, исказить можно проявление образа Божьего, творчество, любовь, личность, ключ к образу Божьему, в другом — это поверить, что там есть образ Божий, соответственно если ты в это поверил и проявляешь или в делах или в словах любовь, то это касается сердца, и соответственно даже какой-то вот упертый человек, он, может, даже взбрыкнёт, но он почувствует какое-то тепло. Наверное, так.

Константин Мацан:

— Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы, я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Адриан Гусейнов теолог, педагог, хорошо известный нашим радиослушателям как лидер ансамбля «Ихтис», мы сегодня говорим о том, как говорить о вере с подростками, у микрофона Константин Мацан, мы скоро вернёмся, не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, ещё раз здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан, в гостях у нас сегодня теолог и педагог Адриан Гусейнов, лидер ансамбля «Ихтис». Мы сегодня размышляем над тем, как говорить о вере с подростками, с теми, кто самые острые темы затрагивает в своих вопросах, задаёт острые ракурсы, с кем не отговоришься какими-то правильными словами, которые, допустим, ребёнок более младшего возраста воспринимает из доверия к взрослому, нужно доказывать, аргументировать, цеплять. Вот мы упомянули, что у Адриана на канале «Радость моя» программа под названием «Будь человеком», где как раз Адриан общается с молодыми людьми на эти темы, о которых мы сегодня говорим, у тебя есть ответы, какие-то, в принципе, ходы мысли, которые ты используешь, ты знаешь, что они работают. А вот в этих беседах с молодыми людьми было ли что-то для тебя самого неожиданное, новое, что ты для себя как-то открыл, заставило задуматься самого себя над каким-то вопросом, который, может быть, наивный вопрос, который ребёнок задаёт, он все равно ребёнок, подросток, и ты думаешь, да, вот с этого ракурса я на это ещё не смотрел.

Адриан Гусейнов:

— Да, да, были такие случаи. Я вообще, знаешь, работая над этой передачей, я как будто заново в семинарии учусь. Ну как-то по-другому, потому что это такой хороший тест, как ты, чему-то научился, потому что я же их призываю к откровенности во всём, и они иногда такие вопросы задают, что будьте любезны, и если я не готов ответить сразу, то я не пыжусь.

Константин Мацан:

— А, например? Что такого запало в память, что спросили ого-го?

Адриан Гусейнов:

— Ну, например, когда не то, что ого-го, просто, когда я растерялся, есть такие, они не разовые, я говорю, что ребята спасибо за вопрос, ответ не знаю, обещаю, что к следующий встрече, не буду врать вам, не знаю. Вот последний, не в рамках передачи, я ещё у выпускных классов веду, основы православной веры, они сдают уже в 10-м классе экзамены, а мне их отдают в 11 классе, чтобы я их подготовил к полемике с инославными студентами, и как раз вот мы недавно проходили урок про ислам апологетический, и соответственно я рассказывал в том числе и о том, что ждёт в раю, мужчины ждут, мечтают об этих пышногрудых гуриях, и так далее, и мне девочка одна говорит: а что женщин ожидает в раю? И вот тут я говорю: слушайте, здорово, я не знаю, не знаю, выясню. Ну, правда, это же интересно. Ну вот такого рода вещи бывают. А есть вещи как: ребята, на этот вопрос ответа не существует, это тайна. Например, вот рассказываю ситуацию — диакон. Точно абсолютно известно, что он женился девственником, точно абсолютно известно, что он женился на девственнице. Оба воспитаны с детства в церкви, абсолютно как бы в этом смысле безупречно все, чистый брак, венчались, и вдруг первый ребёнок — выкидыш. Понимаешь, в контексте особенно того, что я натрындел им, что бессмертная личность, там всё, ну простите за такое слово, я имею в виду, что я уже наговорил. Они мне говорят: а как это? А почему? Ведь бессмертная личность уже зародилась в момент зачатия, соответственно выкидыш почему, он же не успел не креститься, ничего это что за участь, почему Господь так допустил, они же православные, они ему же Ему верны, они же с детства жили. И надо сказать, что они не разуверились, ничего, им потом Господь послал ещё детей, но почему вот это произошло? Я говорю: ребята, я не знаю, это тайна, я не знаю. И вообще есть в жизни такие вещи, на которые нет ответов, которые есть только у Бога, и мы соответственно должны просто понимая, что они есть у Бога, мы не можем ничего на эту тему говорить. Я реально сейчас, Костя, тебе рассказываю, соответственно прошло время, это давно было, я не нашел ответа, реально нет ответа на этот вопрос. Есть какие-то вещи, которые просто тайна, почему Господь так? Я не знаю, не знаю, вроде бы как душа некрещённой умерла, да? Почему у крещенных, у верных? Не знаю почему.

Константин Мацан:

— Я вот о чем сейчас думаю, ну когда тебя слушаю, я тоже нередко с этим вопросом встречался, и думаю, что у молодых людей он возникает, даже, может, это вопрос более старшего такого рефлексирующего собеседника, ну вот о чем речь, вот пример, который ты привёл с дьяконом и его супругой, что нас в этом примере поражает? Что люди были чистые, в таком-то таком бытовом смысле праведные, все было хорошо у них.

Адриан Гусейнов:

— И при этом очень важно, что они верующие не формально, они прям жили...

Константин Мацан:

— То есть вот они жили правильно, и все равно такое случилось. Из этого мы как бы делаем вывод, если на эту ситуацию в обратной перспективе посмотреть, что если живёшь неправильно, то каких-то вещей не соблюдаешь, то вот, допустим, потом случается выкидыш, как наказание, как результат неправильной жизни, и тогда для человека внешнего, особенно на христианство смотрящего со стороны, Бог рисуется таким мстителем, вот делаешь правильно — хорошо, неправильно — вот тебе мухобойкой сверху.

Адриан Гусейнов:

— Очень хороший вопрос. Мы этот вопрос очень подробно рассматриваем, я им объясняю, почему Бог никого не наказывает, но это все происходит. Если я буду бухать, у меня будет цирроз печени, это меня не Бог наказывает, это причинно-следственная связь, вот законы какие-то природы. Соответственно если наркоман, любой грех приводит к смерти, это известно, и не потому что Бог, наказывает каждый раз, а это просто такой закон природы. И в данном случае, если люди блудят, совершают аборты, конечно, большая вероятность, что ребёнок родится больным и это не потому что Бог покарал, а потому что это природа их уже искажена соответственно без покаяния, без соединения с Богом она породит то, что она может породить в повреждённом состоянии. Бог не каратель. Об этом говорит Антоний Великий, братья и сестры, это я не от себя ни в коем случае, Антоний Великий говорит, что Бог благ, Он совершенен, и Он неизменен, и соответственно Он, когда в Священном Писании говорится, ещё раз подчёркиваю — это Антоний Великий, один из величайших наших святых, когда в Священном Писании говорится о гневе Божьем, это некое педагогическое описание того состояния, когда человек через свои грехи лишается благодати Божьей. И Антоний Великий говорит, что в этот момент, когда человек лишается благодати Божьей через свои грехи, к нему подступают демоны-мучители, он их так называет: демоны-мучители, которые гадят по полной: здоровье, семьи разрушают, и чего угодно делают. Вот именно по причине того, что человек сам от себя отгоняет грехами благодать Божью, которая его защищает и обороняет от них. Тут стесняться нечего, эти тёмные силы, их нельзя бояться, конечно, это само собой, мы с вами царского рода, друзья. На секунду давайте остановлюсь на этом. Мы с вами причащаемся Телом и Кровью Воскресшего Христа, Царя царей, в наших с вами жилах течёт кровь Христа, Царя царей. Вот поверьте, какое-то время, ну у меня так получилось, что по одной из линий я потомок кабардинских князей, и когда-то мне это внушало такой вот: ну всё-таки, а по другим линиям дворянский, ну Бог в сними, а сейчас когда я в это с ним, а сейчас я начинаю понимать, принимать Таинство Причастия, что мы причащаемся Воскресшего Тела и Крови Христа Спасителя, и в наших жилах реально течёт Его кровь, воскресшего, в наших вот таких тленных, лысеющих, толстеющих, стареющих, Кровь Воскресшего Христа, мы с вами царского рода. И это тоже молодёжи очень важно говорить: что мы с вами царского рода, потому что вот это вот: грешники, это так, но это надо понимать, зная, что ты изначально царского рода. У меня в дипломе, когда я семинарию заканчивал, апологетическая была тема: «Современный ответ критикам на понятие раб Божий». У меня одна из глав была «Литургический аспект», я не постесняюсь, я сделал открытие одно, когда защищал диплом, я сказал, там отец Павел Великанов был, он был мой научный руководитель, и отцы, которые оппонировали. Я говорю: отцы, вы знаете, спасите меня, но я люблю немного поюродствовать, мне кажется, что я в прелесть впадаю. Вы знаете, вот там есть глава «Литургический аспект», вы обратили внимание, я нигде этого не встречал, мне кажется, что я открытие сделал. Там смысл в чём, я обратил внимание, что все наши молитвы, когда говорится раб Божий, рабы Божьи, это либо в первом, либо в третьем лице. Я раб Божий, он раб Божий, но никогда во втором лице, нигде никогда не говорится: ты раб Божий, например, священник молится и говорит перед исповедью: о прощении рабов Твоих, мы все называем свои имена, в третьем лице, а потом поворачивается к нам и во втором лице говорит: се, чадо, Христос стоит.

Константин Мацан:

— Интересно.

Адриан Гусейнов:

— Да, мы никогда друг друга никогда, нигде вы не найдёте, чтобы мы друг друга называли рабами, только перед Богом.

Константин Мацан:

— Опустили с неба на землю?

Адриан Гусейнов:

— Нет. Не смогли.

— Константин Мацан:

— Так и оставили в прелести.

Адриан Гусейнов:

— Так и оставили в прелести, но я, честно говоря, немножко провокационно это сделал, потому что я понимал, что... Нет, они попытались: а как же вот это сказано? Я говорю: в первом лице. А вот здесь? Это в третьем лице, вот. Но мне все равно поставили четвёрку, потому что объем был. Ну я вообще люблю все лаконично, а мне сказали, что очень интересная тема, очень интересный подход, но объем.

Константин Мацан:

— У тебя были научные оппоненты — авторы Радио ВЕРА.

Адриан Гусейнов:

— Да, я знаю. Я их поминаю. Привет им передай.

Константин Мацан:

— Адриан Гусейнов, теолог, педагог сегодня с нами в программе «Светлый вечер».

Адриан Гусейнов:

— Кстати, Костя, дорогой, я перешёл к диплому, и в этом смысле, детям очень важно об этом говорить, что мы царского рода, и когда мы говорим грех, туда-сюда, это только перед Богом: либо в первом, либо в третьем лице, но никогда между нами.

Константин Мацан:

— Никогда к другому мы это не обращаем от себя.

Адриан Гусейнов:

— Никогда, никогда, потому что мы должны уважать другого, образ Божий, и то что мы царского рода. Мы царского рода, вообще, весь ключ понимания — это притча о блудном сыне, который, будучи сыном такого великого отца приходит и говорит: недостоин называться сыном твоим, это нам Христос подсказывает, говорите, что вы рабы неключимии, то есть Он подсказывает нашу позицию внутреннюю, но это не уныние, типа все плохо, в том смысле, что это мы перед Богом говорим, но Он уже нас называет не рабами, а как Он говорит, друзьями и сыном, и перстень на руку, и всё такое. Поэтому покаяние — это путь возвращения к царскому роду, это очень важно, нас язычники оболгали, когда они говорят, наши боги нас рабами не называли, вас ваши боги выдуманные рабами не называли, а нас наш подлинный Бог называет богами, Он нас называет богами. Можете проверить. В Евангелии, в Ветхом завете.

Константин Мацан:

— Ну смотрите, мы сказали, ты сказал, что Бог не каратель, это мысль у Антония Великого преподобного — одного из величайших святых христианской церкви, мы на эту тему рассуждая, всегда сталкиваемся с как бы необходимостью показать, что Бог не наказывает, Он не мститель. С одной стороны, это верно, я помню, меня поразило, недавно один из моих собеседников священников рассказывал, что провели исследования или какие-то старые документы подняли, где дети ещё дореволюционных времён из православных церковных семей рассказывали о своей вере. И был сделан такой вывод, совершенно неопровержимый, что первое, что ребёнок узнавал о Боге в жизни, будучи участником православной культуры, то, что Бог накажет. Вот чтобы Он не наказывал, нужно там хорошо учиться, не знаю, читать молитвы, ходить в церковь и так далее. И вроде мы понимаем, что какая-то не должная картина, что Бог есть любовь, Он за нас Себя предал на распятие, а с другой стороны, вот уже вопрос к тебе как педагогу, а не слишком ли мы увлеклись вот этой попыткой как бы вынести наказание за скобки, не слишком ли это какая-то сильная прививка розового христианства в терминах Константина Леонтьева, такого гуманистического века, когда любого наказания, любого самоограничения сверху, любой ответственности мы как бы боимся: нет, нет, нет, это не про нас, давайте не будем об этом думать, Бог есть любовь, но ведь папа же наказывает ребёнка в каком-то смысле. Не розгами, слава Богу, но постановкой в угол или какими-то ограничениями. Не нужно ли тоже в эту сторону палку не перегибать, как тебе кажется?

Адриан Гусейнов:

— Ну, если маленькие дети, тут пока они не вмещает в себя, что Бог попускает, нет смотрите, когда мы говорим, по Антонию Великому, что мы отгоняем от себя благодать, к нам поступают демоны, в том, что Бог это попускает, в этом и есть уже педагогика Божья, розовое христианство начинается тогда, когда мы начинаем не то чтобы отрицать, но совсем не учитывать, что силы зла тоже не дремлют. Как бы вот такой позитивизм и всё — это вот и есть розовое христианство, а когда мы понимаем, что идёт брань, это не значит, что надо быть ожесточённым, надо быть внутренне бодрыми, мы должны, хранить свои сердца, мы должны, безусловно.

Константин Мацан:

— Ну смотри, очень важную вещь ты говоришь, мне кажется, здесь важный акцент ты ставишь, вот ты сказал, что розовое христианство — это когда мы забываем, что идёт брань с тёмными силами. И тут ещё один аспект возникает, насколько интересно он тоже важен для общения с подростками, мы же часто встречаем в том числе и в православной среде, по крайней мере, мне так кажется, что часто встречаем, эту аргументацию, скажем так, от бесов избыточную. Что вся проблема — это против нас борются и это в самом крайнем выражении — в нём бес. Если ты не будешь молиться, тебя бесы будут мучить.

Адриан Гусейнов:

— Это тоже крайность. Это искажение всего.

Константин Мацан:

— А вот как здесь середину искать?

Адриан Гусейнов:

— Святые говорили, тех кто не учитывает козни лукавого, тот неизбежно впадёт в них, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, я очень жалею, что я в свое время не зафиксировал, кто это сказал, но один из святых сказал, что демоны после крестного знамения не переносят небрежения к себе. Это в том смысле, что мы, вот спасибо тебе, ты очень правильно сейчас направляешь мою мысль, это очень важно так говорить: мы, зная, что есть вот эти демоны, которые нас искушают, но при этом должны видеть во всём даже в том, что они нам пакостят, попущение Божие. Мы должны, очень важно про себя это понимать, что это козни, но при этом в реакции на всё мы должны иметь отношения с Богом, а не с ними. Что-то у тебя случилось, ударился, сломалось что-то: слава Тебе, Господи, и они тогда посрамлены, бесы. То есть можно сказать, да что же это такое, искушение, бес и мне там это всё, и ты начинаешь видеть бесов, входить в некоторое общение с ними, про них говорить, а Бога ты игнорируешь. А вдруг там бабах, они тебе нагадили очень круто, они потратили очень много энергии, они, кстати, в этом... У них нет источника энергии бесконечной, поэтому они воруют её через грехи у нас, и в этом случае они бережливы, они в этом случае получают по ушам, если они впустую. И вдруг они нагадили, а ты плодом их гадости начинаешь благодарить, славить Бога. Вот это вот брань, это брань. Или тебе они через кого-то гадости сделали, а ты отплатил любовью, вот это брань. Сокрушать именно демонов именно через любовь и свет, и такое благодарение Богу. Игнорировать их по полной в том смысле, что никакого общения с ними даже вот словесного. А везде и во всём видеть руку Божью и попущение Божие. Я об этом говорю, давайте для разрядки скажу, в одном из московских монастырей в 90-х годах, вообще я немного скучаю по тем 90-м годам, но это моё неофитство было, в одном монастыре крысы завелись, а там матушка была такая Царство Небесное, мне кажется, что её уже нет, она отвечала за хозяйственные какие-то нужны, там крысы замучили, там действительно всё только восстанавливалась. Ей говорят: матушка Олимпиада, крысы замучили, дай хоть какую-нибудь... Она говорит: это бесы, молитесь лучше, вы плохо молитесь, вас крысы отвлекают шебуршанием. Там реально проблема была с крысами, а она всё списывала на то, что мы плохо молимся, вас бесы отвлекают своими внушениями. Это не очень хороший фольклор нашей церковной жизни, дорогие, знаете, к этому лучше относиться вот так вот, с пониманием, может быть, снисхождением, не в смысле гордыни, это отчасти, даже искажение, это часть нашей культуры, даже это мне дорого, честно говоря.

Константин Мацан:

— Ты упомянул свой диплом апологетический про ответ критикам на понятие раб Божий, а эта тема вообще у подростков возникает?

Адриан Гусейнов:

— О да. Ну вот, что рабы? Опять рабы... Мы особенные. Я говорю, сейчас же активизируются вот эти псевдоязычники, славяноязычники, которым вообще просто дело чести именно против христианства, их остальные даже религии не так волнуют, им даже как-то ислам, но, может быть, они понимают, что здесь они получат по шее, надо опять давать нашим ребятам в каком-то смысле защищать, давать какие-то контраргументы. И вот самый главный контраргумент, надо рассказывать, что Бог, тех из нас, кто воскреснет по благодати, в Боге, те станут уже, в новых силах, те станут уже богами по благодати, по благодати, а не по естеству, ребята, я говорю, я не представляю, что это значит, это, может быть, значит, что тебе, Аня, будет поручено какие-то галактики преображать, ты будешь богиня по благодати, и это не фигура речи, это реально, это тайна, может быть, даже не просто галактики, а, может быть, одна планета, я не знаю. Но вы понимаете, какой это грандиозный масштаб? И вдруг на фоне этого нам язычники говорят, что их боги, их по имени называют, а почему я говорю эту притчу о блудном сыне? Это мы себя называем рабами, а наш Бог нас считает богами. Если эти выдуманные боги, а наш бог и надо ребятам, почему я в 11-м классе, одиннадцатиклассников готовлю, у нас реально на эти вопросы есть ответы очень важно правильно снабжать наших детей знаниями. Для того, чтобы потом не оказалось, я сталкивался, когда наша молодёжь некоторая уходила, принимала какие-то другие религии, просто по незнанию, слава Богу, удавалось потом возвращать некоторых. Они говорили, если бы я знал, я бы тогда не ушел.

Константин Мацан:

— Какие ещё самые неожиданные темы предлагают детишки, подростки? Тебе кажется, что это не нуждается в прояснении, а для них...

Адриан Гусейнов:

— Ну это актуальная для них тема, например, как правильно найти, подобрать себе спутника жизни. Тоже для них очень интересный актуальной темы. Тоже вот разбирали, и как это сделать соответственно без греха? Потому что одна из ловушек, что если не попробуешь до брака, вдруг вы не подойдёте друг другу. Вот приходится развенчивать эти все штуки.

Константин Мацан:

— И как ты развенчиваешь?

Адриан Гусейнов:

— Ну, во-первых, я советую, когда уже всё, когда уже можно, ты уже отучился, надо жениться, ты выбрал себе, но вообще это длинный разговор, ну так если тезисно в двух словах, ты выбираешь себе, в смысле, влюбился, во-первых, это чувство нужно держать в уздах, влюблённых, потому что оно, это чувство, которое тебя подведёт, однозначно, если у тебя особенно не получится, если вдруг ты услышишь: ты вообще что о себе возомнил и так далее? Поэтому надо быть аккуратным, надо быть, как акула, потихоньку круги сужать, я всегда рекомендую общаться минимум год, я им привожу два примера в моей жизни, которые были. Один пример: ну простите, просто всё откровенно, один пример, когда молодого парня, который собирался рукополагаться, протоиерей, который его вёл к этому всему, он скрыл болезнь своей дочери — шизофрению, он женил его, в надежде, что она в семье, рожая детей, она вылечится, и соответственно, весна — осень, обострение, и началось. И парень, я специально не называю имя, да, он стал священником, и вдруг вот это все началось. То есть это все было быстро сделано, зима или лето, не помню, было. Но я поясню просто: весной-осенью шизофрения обостряется. И они уже в браке, он уже священник, она матушка, и вдруг у неё всплывает шизофрения. Она там начала в окно, в общем, разные ужасы. И он, надо сказать, и батюшка только потом признался, что он скрыл, он понадеялся, что она исцелится. И вот этот батя, парень молодой, священник, он честно пытался: всё, это мой крест, я понесу до конца. Он пытался все это понести по жизни, но не получилось, она в итоге его все равно его бросила, надо отдать должное, она ушла, он был вынужден принять монашество, потом с ним случилась беда, сейчас он работает на какой-то фабрике. Второй случай, который я тоже видел, там не священник, там родители тоже скрыли шизофрению, тоже друг мой женился, и потом все это вскрылось. Слава Богу, хотя бы детей не успели родить. Тоже, тоже, благородные всё-таки парни, решил спасти, вытянуть этот брак, она ушла. Я к чему это? Я всегда рекомендую минимум год общаться, я прямо говорю: надо пройти все эти, эти...

Константин Мацан:

— Времена года.

Адриан Гусейнов:

— Да, времена года, спасибо. Я тут на днях 10 минут вспоминал слово «ресурсы». Все эти ковидные... Да, надо пройти с человеком все времена года, пообщаться, за это время, почему не надо бояться подойдёт не подойдёт, я говорю у нас у всех разный темперамент, в этом общении уже видно этот темперамент тебе близок или не близок, это, во-первых. Во-вторых, есть чисто физиологические вещи, приятен ли тебе запах человека, приятно ли тебе, ложится ли к тебе в ладонь его рука, чисто осязательно, ну и так далее. Вот это вот все рассказываешь, и они как-то, как мне потом сказали, я уже, по-моему, 25 лет с молодёжью общаюсь, потом мне сказали: слушай, спасибо, работает.

Константин Мацан:

— Слава Богу, спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу, за те советы, которые, как видно, работают, которые обогащают наш взгляд вообще на христианство, на церковную жизнь вне зависимости от того говорим мы со взрослыми или с подростками и так далее.

Адриан Гусейнов:

— Единственное, что хотел сказать, сам формат передачи такой, что я весь такой Д’Артаньян на белом коне, открою вам тайну друзья, тайну педагогики, я всегда внутренне говорю Богу... В некотором смысле я, его шантажируя, говорю: Господи, я тупой, вдруг я щас чего ты не то сделаю, Господи, Ты же их любишь, это же твои чада, ты уж, пожалуйста. И вот как-то Господь... Это я чтобы вы помнили мой лайфхак, мой секрет, я думаю, что я не сам по себе такой мудрый, сам я толстый грешник с болячками и всё такое.

Константин Мацан:

— На этой оптимистической ноте закончим наш сегодняшний разговор, спасибо огромное, Адриан Гусейнов лидер ансамбля «Ихтис» сегодня вот выступавший у нас программе в своей ипостаси теолога и педагога был с нами в «Светлом вечере», у микрофона был Константин Мацан, спасибо вам, до свидания.

Адриан Гусейнов:

— Спаси, Христос!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем