Масленица широко отмечается не только в России. С большой любовью и воодушевлением к празднованию Масленицы относятся в православной Грузии.
Так же как и в России, Масленицей или масляной седмицей в Грузии считается неделя перед наступлением Великого поста. Масленица – последняя возможность повеселиться и вкусно поесть в преддверии аскетичного периода поста. Во время Масленицы уже нельзя есть мясные продукты, поэтому на столах в изобилии присутствуют блюда на молоке, твороге и сливочном масле. Отсюда и название Масленица.
В Грузии, так же как и в России, Масленицу празднуют с размахом. Это время семейных посиделок, гуляний и развлечений. Исторической формой празднования Масленицы в Грузии является “Берикаоба”. Берикаобой называются народные театральные постановки, которые разыгрываются ряженными прямо на улицах городов или сел. Название Берикаоба возникло из-за того, что участниками масленичного торжества были “берики”. Так назывались в Грузии народные актеры.
Берикаоба – явление еще дохристианское, возникшее, как минимум четыре тысячи лет назад. Когда-то при помощи веселых театрализованных постановок грузины-язычники отмечали окончание зимы и начало весны. А сама Берикаоба считалась веселым подношение языческим богам плодородия. Теперь всё, конечно, не так. Берикаоба лишилась своей языческой репутации и стала просто радостным народным обычаем, который исполняется во время Масленицы.
По сути Берикаоба – это форма карнавала. Раньше надевать маски, костюмы и участвовать в представлении могли только мужчины. Сегодня такого ограничения нет. В Берикаобе теперь с одинаковым удовольствием играют мужчины, женщины и даже дети.
Сюжеты театральных постановок Берикаобы бывают совершенно различными. Актеры могут разыгрывать традиционные сценки, а могут и покритиковать общество и власти при помощи весёлой сатиры. Несмотря на разброс тем возможных сценариев, персонажи Берикаобы почти всегда традиционны – жених, невеста, богатый крестьянин, сваха, доктор, судья, полицейский и даже священник. А ещё актёры могут появиться на сцене в масках медведя, кабана или козы.
Непременным атрибутом Берикаобы является танец. Он и сопровождает представление и подчас прерывает его - тогда все персонажи встают в круг и начинают лихо отплясывать народные грузинские танцы.
Берикаоба настолько любима грузинами и видимо настолько ярко выражает их национальный дух, что в 1981 году в Тбилиси ей был поставлен настоящий памятник. Он расположен рядом с тбилисским Театром кукол и представляет собой восемь человеческих фигур, запечатлённых во время масленичного танца.
Вот так колоритно и весело грузины соблюдают обычай Берикаобы. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о том, как грузины празднуют Масленицу.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»