Об Афоне рассказывать можно бесконечно долго и — увлекательно. В этой монашеской республике буквально на каждом шагу происходят необычные, особенно для русского глаза, события. Как-то, находясь в паломничестве в афонском Ватопедском монастыре, я столкнулся со следующим.
Ватопедский монастырь известен сегодня, прежде всего, как обитель, возрождающая древние монашеские традиции. Здесь монахи всё стараются устроить так, чтобы, насколько это возможно, приблизиться к идеалам раннего монашества. Они живут по очень строгому уставу, который предполагает, например, отчисление монаха из числа братии за самовольный выход за территорию монастыря. Питаются братья совсем просто, но вкусно. В основном, на монастырском столе вы увидите пищу растительного происхождения. Рыба считается в Ватопеде большим угощением, не говоря уже о молочной пище. Согласно упомянутому уже уставу ватопедские братья причащаются, как минимум, четыре раза в неделю. А на богослужении присутствуют ежедневно — и утром, и вечером.
День ватопедского монаха начинается, в зависимости от времени года, в три или в четыре часа утра. Почти все братья, проснувшись, направляются в храм на службу и находятся там вплоть до семи-восьми утра. Почему почти все? Дело в том, что в монастыре существуют послушания, то есть обязанности, закрепленные за конкретными братьями, которые не позволяют некоторым монахам каждый день быть в храме вместе со всеми.
В первую очередь, речь идет о поварах. Афонские монастыри почти не используют наемного труда. Бывает, что в обители приглашаются рабочие, когда нужно что-то построить или помочь собрать урожай. А так — монахи обходятся своими силами. В том числе, и на кухне. Послушание повара при всей кажущейся простоте чрезвычайно ответственно. Попробуй приготовить еду так, чтобы она всем понравилась! В монастыре к поварам предъявляется еще одно требование. Нужно приготовить все пока идет служба. Опоздать, не доделать чего-либо — нельзя.
Быть поваром в Ватопедском монастыре еще сложнее. Тут надо не только все успеть приготовить. Но занимаясь приготовлением пищи, нужно еще и молиться. На монастырскую кухню в Ватопеде проведены аудио-колонки, через которые слышно что происходит в храме.
Ватопедские монахи-повара, хоть и находятся на кухне, тем не менее, должны следовать уставу обители. В том числе и причащаться с остальной братией на Литургии. Выглядит это примерно так. Стоишь на службе. Когда наступает момент Причастия в храм энергичной походкой входит группа монахов. По ним видно, что они только-только сняли поварские колпаки и фартуки. Кто-то, может, и не успел еще от фартука избавиться. Все братья их пропускают и дают причаститься первыми. Причастившись, монахи-повара быстро возвращаются на кухню.
Некоторые могут спросить — как же можно участвовать в Причастии, если в храме тебя не было, а ты все время провел на кухне? Ну во-первых, на этой кухне есть упомянутые колонки. А во-вторых, как сказал мне один афонский монах, слово Литургия переводится с греческого как «общее дело». В этом общем деле наше участие может принимать разные формы. Вот у поваров-монахов оно такое. Пока все братья молятся, позаботится об их питании. Потому и право участия их в Причастии не может вызывать никаких сомнений.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема