Об Афоне рассказывать можно бесконечно долго и — увлекательно. В этой монашеской республике буквально на каждом шагу происходят необычные, особенно для русского глаза, события. Как-то, находясь в паломничестве в афонском Ватопедском монастыре, я столкнулся со следующим.
Ватопедский монастырь известен сегодня, прежде всего, как обитель, возрождающая древние монашеские традиции. Здесь монахи всё стараются устроить так, чтобы, насколько это возможно, приблизиться к идеалам раннего монашества. Они живут по очень строгому уставу, который предполагает, например, отчисление монаха из числа братии за самовольный выход за территорию монастыря. Питаются братья совсем просто, но вкусно. В основном, на монастырском столе вы увидите пищу растительного происхождения. Рыба считается в Ватопеде большим угощением, не говоря уже о молочной пище. Согласно упомянутому уже уставу ватопедские братья причащаются, как минимум, четыре раза в неделю. А на богослужении присутствуют ежедневно — и утром, и вечером.
День ватопедского монаха начинается, в зависимости от времени года, в три или в четыре часа утра. Почти все братья, проснувшись, направляются в храм на службу и находятся там вплоть до семи-восьми утра. Почему почти все? Дело в том, что в монастыре существуют послушания, то есть обязанности, закрепленные за конкретными братьями, которые не позволяют некоторым монахам каждый день быть в храме вместе со всеми.
В первую очередь, речь идет о поварах. Афонские монастыри почти не используют наемного труда. Бывает, что в обители приглашаются рабочие, когда нужно что-то построить или помочь собрать урожай. А так — монахи обходятся своими силами. В том числе, и на кухне. Послушание повара при всей кажущейся простоте чрезвычайно ответственно. Попробуй приготовить еду так, чтобы она всем понравилась! В монастыре к поварам предъявляется еще одно требование. Нужно приготовить все пока идет служба. Опоздать, не доделать чего-либо — нельзя.
Быть поваром в Ватопедском монастыре еще сложнее. Тут надо не только все успеть приготовить. Но занимаясь приготовлением пищи, нужно еще и молиться. На монастырскую кухню в Ватопеде проведены аудио-колонки, через которые слышно что происходит в храме.
Ватопедские монахи-повара, хоть и находятся на кухне, тем не менее, должны следовать уставу обители. В том числе и причащаться с остальной братией на Литургии. Выглядит это примерно так. Стоишь на службе. Когда наступает момент Причастия в храм энергичной походкой входит группа монахов. По ним видно, что они только-только сняли поварские колпаки и фартуки. Кто-то, может, и не успел еще от фартука избавиться. Все братья их пропускают и дают причаститься первыми. Причастившись, монахи-повара быстро возвращаются на кухню.
Некоторые могут спросить — как же можно участвовать в Причастии, если в храме тебя не было, а ты все время провел на кухне? Ну во-первых, на этой кухне есть упомянутые колонки. А во-вторых, как сказал мне один афонский монах, слово Литургия переводится с греческого как «общее дело». В этом общем деле наше участие может принимать разные формы. Вот у поваров-монахов оно такое. Пока все братья молятся, позаботится об их питании. Потому и право участия их в Причастии не может вызывать никаких сомнений.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема












