Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Эта картина написана в 1945 году, мужчины на тот момент ещё не вернулись с фронта, поэтому герои полотна дедушка и дети, на чьи плечи легла тяжёлая работа в поле. Мы видим здесь единство семьи перед общей бедой — Великой Отечественной войной.
— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?
— Я люблю бывать на природе, Настенька — в лесу, у реки, в горах. И перекусить неплохо на свежем воздухе. Но почему ты вдруг вспомнила про пикники здесь, в Третьяковской галерее?
— Вот эта картина мне напомнила. Тут дедушка, мальчик и две девочки с таким аппетитом обедают, сидя на траве! И собачка рядом с ними, ждёт, что её угостят.
— Ах, вот оно что! Тебя заинтересовало полотно Аркадия Пластова «Жатва»! Работа и впрямь выразительная, только изображён на ней вовсе не пикник. Перед нами разгар одного из тех трудных дней, которые, согласно поговорке, целый год кормят.
— А что это за дни?
— Время сбора урожая, конец лета. Герои картины сидят не на траве, как ты выразилась. Это поле пшеницы. Видишь — часть колосьев уже сжата, а часть ещё предстоит собрать.
— А что значит «колосья сжаты»?
— Значит, их срезали, чтобы собрать спелые зёрна. Колосья собирали вручную специальными ножами с закруглёнными лезвиями — серпами. Вот они на картине Аркадия Пластова, воткнуты в сноп пшеницы. Тут же мы видим другие орудия труда — косы, грабли. Жнецы оставили их на время обеда, чтобы потом вновь вернуться к работе.
— А где же сами жнецы? Тут из взрослых только дедушка. А остальные персонажи — мои ровесники, а то и помладше.
— Они и есть жнецы. Вот такие мальчики и девочки, Настенька, трудились на поле во время Великой Отечественной войны. Аркадий Пластов написал свою картину в 1945 году, то есть, перед нами — первое лето после победы. Возможно, скоро в деревню вернутся с фронтов мужчины, и дети снова будут заниматься тем, что им подобает по возрасту — учиться, играть, читать книжки, загорать и купаться. Но пока, как мы видим, на их плечах лежит забота о хлебе.
— Как же ребята устали! Потому и едят с таким аппетитом.
— Да, деревянные ложки, как птицы, мелькают над чугунком. А как жадно мальчик припал к глиняному кувшину!
— Что в нём, интересно?
— В лучшем случае, молоко. А скорей всего, водица родниковая. А в чугунке — щи или каша. Разнообразия блюд в ту пору на крестьянских столах не было. И всё ели с хлебом, чтобы насытиться. Видишь, какой ломоть в руке у дедушки.
— Старик почему-то мёрзнет, хотя на улице тепло. Дети легко одеты, а у него пальто на плечах.
— Кровь не греет пожилого человека. Так художник подчеркнул возраст крестьянина.
— Как же они справлялись с работой на поле — старый да малые?
— Находили опору друг в друге и тем были сильны. Аркадий Пластов показал это, изобразив работников тесным кружком. Они чуть касаются друг друга — так образно передано чувство локтя, то есть единство, общность.
— Мне кажется, художник сочувствует персонажам картины. Он как будто один из них.
— Ты угадала. Аркадий Пластов родился и вырос в поволжском селе Прислониха и крестьянский труд знал с детства. В 1945 году Аркадию Александровичу было уже за пятьдесят, он жил в Москве, состоял в Союзе художников. Но часто приезжал на родину, писал портреты односельчан. И его картина «Жатва», ставшая экспонатом Третьяковской галереи — правдивая зарисовка из жизни. В ней показана главная примета тех лет — единение людей перед общей бедой.
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной…
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков. О её подвиге, — священник Августин Соколовски.
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа о пророке Моисее, обращённые к иудеям: «Если же его Писаниям не верите, как…
Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…
This website uses cookies.