Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ах, как прекрасно у вас на даче, Маргарита Константиновна! Душой отдыхаю... Птицы заливаются, ветер шумит в кронах деревьев... А воздух-то какой!
— Летний воздух, Наташа, особенный, пряный, в нём ароматы луговых трав, цветов... Да... Мне тоже здесь очень хорошо, спокойно. Я здесь сил набираюсь, вдохновения, радости! В тёплые деньки могу вот так часами бродить по лугам. А в юности могла даже уснуть в траве...
— Ах, золотое время!
— Позже, повзрослев, я увидела как-то в Русском музее в Санкт-Петербурге картину, которая полностью отражала ту мою юношескую радость, беспечность, лёгкость... Может быть, ты помнишь, у Аркадия Пластова есть такая работа — «Юность».
— Нет, что-то не припомню.
— А я сейчас найду её для тебя в интернете. Минуточку... Она довольно известна, и даже стала афишей для выставки, которую в 2013 году к 120-летию художника проводил Государственный Русский музей... Вот она! Посмотри, пожалуйста. Очень люблю эту работу.
— Сколько в ней света, тепла! Здесь изображён луг, высокие травы, а среди трав лежит мальчик. Он задремал, прикрыв лицо рукой. Рядышком сидит его верный пёс — он охраняет сладкий сон хозяина. А в воздухе будто растворено лето — глядя на картину ощущаешь дыхание тёплого июльского дня.
— Аркадий Пластов написал эту работу в 1953 году. Вероятнее всего он изобразил на ней уголок своего родного края — села Прислониха, в котором родился и вырос.
— А где это территориально, Маргарита Константиновна?
— Сейчас это территория Ульяновской области. Отсюда происходил его род. Дед художника был архитектором и спроектировал Богоявленскую церковь, которую построили в селе. А его отец расписывал этот храм и с детства приучал к этой работе мальчика. В автобиографии художник вспоминал, как забирался на строительные леса, устроенные внутри храма, и огромные нарисованные пророки и архангелы с крыльями будто обступали его...
— Вот это воображение! Думаю, для деревенского мальчика стало большим событием то, что отец доверил ему помогать расписывать храм.
— Да, это было счастье. Тогда он и решил стать живописцем. Впоследствии Аркадий Пластов с любовью и радостью вспоминал работу с отцом, да и вообще детские и юношеские годы, семью, братьев и сестёр, родное село...
— Вот и в картину, «Юность», он всю свою любовь вложил. Это чувство прослеживается во всём: в стеблях луговых трав, тянущихся к небу, в сочных жёлтых соцветиях, в безмятежном небе, раскинувшемся над мальчиком. Небо и травы большие, а юноша кажется таким худеньким и беззащитным по сравнению с огромным миром, который вокруг него...
— Но поза мальчика расслаблена. Он в полной гармонии с окружающей природой. Мир для него прост и прекрасен. Картина «Юность» очень хорошо в этом смысле отражает миропонимание художника. Его работы наполнены нежностью и любовью к людям: к пахарям и крестьянским девушкам, к старикам и сельским ребятишкам... И всем героям его картин присуща особая простота, искренность...
— И как нам не хватает сейчас этой искренности, открытости, Маргарита Константиновна. Мы вечно в своих заботах, бытовых вопросах, рабочей суете... Но когда удаётся выбраться на природу — душа прямо выдыхает, успокаивается...
— Да, Наташа. А ещё меня вдохновляют работы таких художников, как Аркадий Пластов. Давай как-нибудь съездим с тобой в Русский музей, в Санкт Петербург. Там выставлено немало картин мастера. В том числе одна из моих любимых — «Юность». Столько в ней счастья...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема