Пейзаж Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович Романов. Он брал картину с собой в морские путешествия. К сожалению, из-за этого краски на полотне заметно потускнели. Но всё же картина производит сильное впечатление!
— Какая богатая коллекция произведений Архипа Куинджи в Русском музее Санкт-Петербурга! Всегда открываю здесь для себя что-то новое, Маргарита Константиновна.
— И какая картина на этот раз стала для вас открытием, Андрей Борисович?
— Пожалуй, та самая, возле которой мы с вами сейчас находимся. «Лунная ночь. Раздумье». Я как будто увидел себя в её единственном герое, сидящем лунной ночью в парке на скамье. Этот человек погружён в глубокие размышления, словно пытается переосмыслить свою жизнь! Интересно, что за кризис он переживает?
— Полагаю, последствия крестьянской реформы 1861 года.
— То есть, отмены крепостного права? Почему вы так думаете?
— Куинджи подсказывает нам об этом в деталях картины. Видите — всё пространство погружено в ночную тьму, в ярком лунном свете видны только мужчина на скамье и старинный особняк у него за спиной. И окна этого дома заколочены досками. В конце девятнадцатого века так часто выглядели усадьбы разорившихся дворян. Многие помещики тогда не смогли приспособиться к новым условиям и стремительно обеднели.
— Картина «Лунная ночь. Раздумье» написана именно в те годы? Здесь на табличке мелко напечатано, я не разберу без очков.
— Я и без таблички помню, что полотно датировано промежутком между 1876-ым и 1890-м годами.
— Какой значительный временной период!
— Он охватывает определённый этап жизни художника. Вы, наверное, помните, что после персональной выставки 1882 года Архип Куинджи стал вести затворнический образ жизни. Он не продавал картины, никому их не показывал. И на многих работах тех лет отсутствуют даты. Остаётся только догадываться о точном времени их создания.
— Я помню об этой загадочной странице биографии Куинджи. Он тогда купил землю в Крыму и жил там безвыездно — сначала в шалаше с женой, потом построил дом. Но это было в восьмидесятых и позднее, а возможная датировка картины «Лунная ночь. Раздумье» начинается от 1876 года. Как вы это объясните?
— Могу лишь предположить, почему искусствоведы в датировке допустили 1876 год. Куинджи тогда ещё был активным участником товарищества передвижных художественных выставок. По правилам этого сообщества он писал картины на остросоциальные темы. К ним относится и трагедия разорившихся после крестьянской реформы дворянских гнёзд, которой посвящено полотно «Лунная ночь. Раздумье».
— Эта тема оставалась актуальной несколько десятилетий. Чехов посвятил ей пьесу «Вишневый сад» в 1903 году.
— Да, но Куинджи в период затворничества отошёл от социальной тематики. Художник бежал от людской похвалы и критики, от суеты. Он писал пейзажи, в которых показывал природу как творение Божие, с помощью которого Создатель стремится донести до человека весть о Своём присутствии.
— А ведь и на полотне «Лунная ночь» пространное звёздное небо придаёт изображению вселенский масштаб. Именно таинственный тмный мерцающий небосклон навевает мысль, что герой не просто страдает от навалившихся на него проблем, а размышляет о смысле жизни.
— Можно сказать, что так Куинджи представил своего героя пред Богом. Для художника здесь важны не общественные причины кризиса человека, а его напряжённая внутренняя работа, поиск краеугольного камня, на который можно опереться. В этом поиске все люди близки друг другу. Недаром вы не заметили социальной повестки произведения, зато узнали в персонаже себя.
— Меня переполняет чувство благодарности, Маргарита Константиновна! Я признателен вам за мудрые слова, Русскому музею за возможность прикоснуться к прекрасному, а Архипу Куинджи за проникновенную картину «Лунная ночь. Раздумье». Художник напомнил мне: что бы ни случилось в жизни, важно не забывать о Боге. С Ним любые трудности преодолимы!
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Помогать сельским храмам

Владислав Баженов — участник проекта «Хранителем наследия может стать каждый», созданного фондом «Белый ирис». Владислав стремится вернуть к жизни старинный полуразрушенный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что стоит на тверской земле. К этому служению мужчину подвело знакомство с историей своей семьи.
В селе Покров, где располагается церковь, жили его предки. Среди них — прапрадед, который участвовал в строительстве святыни и 12 лет трудился на приходе старостой.

Когда Владислав узнал, что судьба его родных связана с историей Покровской церкви, он не смог остаться в стороне. И год назад обратился за поддержкой в фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис». Получил приглашение на встречу добровольцев и познакомился с людьми из разных регионов. Их всех объединяет общая идея: возрождение старинных храмов и духовной жизни в деревнях и сёлах.
Со временем Владислав присоединился к проекту «Хранителем наследия может стать каждый» (поддержан Фондом президентских грантов). В рамках него команда фонда «Белый ирис» подробно рассказывает, как помогать разрушенным святыням.
Владислав понемногу продвигается в своём деле. Нашёл единомышленников и получил поддержку жителей села Покров. Теперь он планирует организовать субботник.
Мужчина настроен позитивно: «В любом деле могут быть и успехи, и неудачи. Но в деле возрождения храмов любое начинание — это уже успех», — говорит Владислав Баженов.
Вы тоже можете присоединиться к сообществу неравнодушных людей и помогать старинным храмам. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие проекта «Крохино». Анор Тукаева
Гостьей программы «Светлый вечер» была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о том, как удается восстанавливать затопленный храм в Крохино и как эта инициатива объединяет и вдохновляет неравнодушных людей. Наша гостья рассказала, как чудесным образом, с явной поддержкой от Бога и благодаря участию людей удалось спасти храм от разрушения, как это место стало для нее важным и почти родным, как меняется отношение к ней и храму у местных жителей и как восстановление храма стало началом большого проекта, привлекающего внимание к истории этих мест.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые предприниматели». Надежда Смирнова
Гостьей рубрики «Вера и дело» была директор московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова.
Мы говорили о предпринимателях прошлых столетий, которые своими средствами служили ближним, Церкви и государству, в том числе о тех, кто был прославлен в лике святых, и как удается находить и собирать информацию о них. Кроме того, разговор шел о том, как сохранение памяти об этих людях и их служении вдохновляет многих следовать их примеру.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело











