
Пейзаж Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович Романов. Он брал картину с собой в морские путешествия. К сожалению, из-за этого краски на полотне заметно потускнели. Но всё же картина производит сильное впечатление!
— Какая богатая коллекция произведений Архипа Куинджи в Русском музее Санкт-Петербурга! Всегда открываю здесь для себя что-то новое, Маргарита Константиновна.
— И какая картина на этот раз стала для вас открытием, Андрей Борисович?
— Пожалуй, та самая, возле которой мы с вами сейчас находимся. «Лунная ночь. Раздумье». Я как будто увидел себя в её единственном герое, сидящем лунной ночью в парке на скамье. Этот человек погружён в глубокие размышления, словно пытается переосмыслить свою жизнь! Интересно, что за кризис он переживает?
— Полагаю, последствия крестьянской реформы 1861 года.
— То есть, отмены крепостного права? Почему вы так думаете?
— Куинджи подсказывает нам об этом в деталях картины. Видите — всё пространство погружено в ночную тьму, в ярком лунном свете видны только мужчина на скамье и старинный особняк у него за спиной. И окна этого дома заколочены досками. В конце девятнадцатого века так часто выглядели усадьбы разорившихся дворян. Многие помещики тогда не смогли приспособиться к новым условиям и стремительно обеднели.
— Картина «Лунная ночь. Раздумье» написана именно в те годы? Здесь на табличке мелко напечатано, я не разберу без очков.
— Я и без таблички помню, что полотно датировано промежутком между 1876-ым и 1890-м годами.
— Какой значительный временной период!
— Он охватывает определённый этап жизни художника. Вы, наверное, помните, что после персональной выставки 1882 года Архип Куинджи стал вести затворнический образ жизни. Он не продавал картины, никому их не показывал. И на многих работах тех лет отсутствуют даты. Остаётся только догадываться о точном времени их создания.
— Я помню об этой загадочной странице биографии Куинджи. Он тогда купил землю в Крыму и жил там безвыездно — сначала в шалаше с женой, потом построил дом. Но это было в восьмидесятых и позднее, а возможная датировка картины «Лунная ночь. Раздумье» начинается от 1876 года. Как вы это объясните?
— Могу лишь предположить, почему искусствоведы в датировке допустили 1876 год. Куинджи тогда ещё был активным участником товарищества передвижных художественных выставок. По правилам этого сообщества он писал картины на остросоциальные темы. К ним относится и трагедия разорившихся после крестьянской реформы дворянских гнёзд, которой посвящено полотно «Лунная ночь. Раздумье».
— Эта тема оставалась актуальной несколько десятилетий. Чехов посвятил ей пьесу «Вишневый сад» в 1903 году.
— Да, но Куинджи в период затворничества отошёл от социальной тематики. Художник бежал от людской похвалы и критики, от суеты. Он писал пейзажи, в которых показывал природу как творение Божие, с помощью которого Создатель стремится донести до человека весть о Своём присутствии.
— А ведь и на полотне «Лунная ночь» пространное звёздное небо придаёт изображению вселенский масштаб. Именно таинственный тмный мерцающий небосклон навевает мысль, что герой не просто страдает от навалившихся на него проблем, а размышляет о смысле жизни.
— Можно сказать, что так Куинджи представил своего героя пред Богом. Для художника здесь важны не общественные причины кризиса человека, а его напряжённая внутренняя работа, поиск краеугольного камня, на который можно опереться. В этом поиске все люди близки друг другу. Недаром вы не заметили социальной повестки произведения, зато узнали в персонаже себя.
— Меня переполняет чувство благодарности, Маргарита Константиновна! Я признателен вам за мудрые слова, Русскому музею за возможность прикоснуться к прекрасному, а Архипу Куинджи за проникновенную картину «Лунная ночь. Раздумье». Художник напомнил мне: что бы ни случилось в жизни, важно не забывать о Боге. С Ним любые трудности преодолимы!
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер