Пейзаж Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» купил великий князь Константин Константинович Романов. Он брал картину с собой в морские путешествия. К сожалению, из-за этого краски на полотне заметно потускнели. Но всё же картина производит сильное впечатление!
— Какая богатая коллекция произведений Архипа Куинджи в Русском музее Санкт-Петербурга! Всегда открываю здесь для себя что-то новое, Маргарита Константиновна.
— И какая картина на этот раз стала для вас открытием, Андрей Борисович?
— Пожалуй, та самая, возле которой мы с вами сейчас находимся. «Лунная ночь. Раздумье». Я как будто увидел себя в её единственном герое, сидящем лунной ночью в парке на скамье. Этот человек погружён в глубокие размышления, словно пытается переосмыслить свою жизнь! Интересно, что за кризис он переживает?
— Полагаю, последствия крестьянской реформы 1861 года.
— То есть, отмены крепостного права? Почему вы так думаете?
— Куинджи подсказывает нам об этом в деталях картины. Видите — всё пространство погружено в ночную тьму, в ярком лунном свете видны только мужчина на скамье и старинный особняк у него за спиной. И окна этого дома заколочены досками. В конце девятнадцатого века так часто выглядели усадьбы разорившихся дворян. Многие помещики тогда не смогли приспособиться к новым условиям и стремительно обеднели.
— Картина «Лунная ночь. Раздумье» написана именно в те годы? Здесь на табличке мелко напечатано, я не разберу без очков.
— Я и без таблички помню, что полотно датировано промежутком между 1876-ым и 1890-м годами.
— Какой значительный временной период!
— Он охватывает определённый этап жизни художника. Вы, наверное, помните, что после персональной выставки 1882 года Архип Куинджи стал вести затворнический образ жизни. Он не продавал картины, никому их не показывал. И на многих работах тех лет отсутствуют даты. Остаётся только догадываться о точном времени их создания.
— Я помню об этой загадочной странице биографии Куинджи. Он тогда купил землю в Крыму и жил там безвыездно — сначала в шалаше с женой, потом построил дом. Но это было в восьмидесятых и позднее, а возможная датировка картины «Лунная ночь. Раздумье» начинается от 1876 года. Как вы это объясните?
— Могу лишь предположить, почему искусствоведы в датировке допустили 1876 год. Куинджи тогда ещё был активным участником товарищества передвижных художественных выставок. По правилам этого сообщества он писал картины на остросоциальные темы. К ним относится и трагедия разорившихся после крестьянской реформы дворянских гнёзд, которой посвящено полотно «Лунная ночь. Раздумье».
— Эта тема оставалась актуальной несколько десятилетий. Чехов посвятил ей пьесу «Вишневый сад» в 1903 году.
— Да, но Куинджи в период затворничества отошёл от социальной тематики. Художник бежал от людской похвалы и критики, от суеты. Он писал пейзажи, в которых показывал природу как творение Божие, с помощью которого Создатель стремится донести до человека весть о Своём присутствии.
— А ведь и на полотне «Лунная ночь» пространное звёздное небо придаёт изображению вселенский масштаб. Именно таинственный тмный мерцающий небосклон навевает мысль, что герой не просто страдает от навалившихся на него проблем, а размышляет о смысле жизни.
— Можно сказать, что так Куинджи представил своего героя пред Богом. Для художника здесь важны не общественные причины кризиса человека, а его напряжённая внутренняя работа, поиск краеугольного камня, на который можно опереться. В этом поиске все люди близки друг другу. Недаром вы не заметили социальной повестки произведения, зато узнали в персонаже себя.
— Меня переполняет чувство благодарности, Маргарита Константиновна! Я признателен вам за мудрые слова, Русскому музею за возможность прикоснуться к прекрасному, а Архипу Куинджи за проникновенную картину «Лунная ночь. Раздумье». Художник напомнил мне: что бы ни случилось в жизни, важно не забывать о Боге. С Ним любые трудности преодолимы!
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия







