«Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола» — такую характеристику в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона получил православный миссионер 19-го века архимандрит Павел (Леднёв). За свою жизнь он привел в православие тысячи русских раскольников.
Петр Иванович Леднёв родился в 1821-м году в городе Сызрани. Родители его официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещён православным священником. На самом же деле родственники Петра были старообрядцами так называемого федосеевского толка, последователи которого особенно настаивали на всеобщем безбрачии.
Первую половину своей жизни Пётр (Леднев) был убежденным старовером. Он прошел путь от инока, искренне принимающего догматику беспоповского федосеевского учения до духовного руководителя всей «федосеевщины». Почти пятнадцать лет он был настоятелем крупного старообрядческого монастыря на территории Пруссии. В те годы Павел (Леднёв) пользовался известностью и авторитетом среди старообрядцев по всей России. Но сам инок Павел с каждым годом все больше сомневался в истинности федосеевского учения.
В 1867-м году Павел (Леднев) покидает свой прусский монастырь и приезжает в Москву, где переходит в Православие. 15-го декабря 1868-го года он рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время возведён в чин игумена. В 1880-м году — в сан архимандрита.
«Желал бы я передать тон его наставлений, но это выше сил, — для того нужно приобщиться тому огню, который горел в его сердце», — вспоминал об отце Павле один из его учеников. Этой особенностью миссионерской проповеди отца Павла можно объяснить успех его бесед со старообрядцами.
Все его многочисленные и продолжительные поездки в Северо-Западный край, на Кавказ, Дон, Волгу, в Турецкие владения и другие места, где было много раскольников разных толков, неизменно оканчивались присоединением заблуждающихся к Православной Церкви и открытием единоверческих приходов.
Пастыри и архипастыри Православной Церкви из тех мест, где был силён раскол, просили советов и наставлений у отца Павла.
Миссионерские подвиги отца Павла проявлялись и в почти ежедневных беседах, которые он вел в своей монастырской келье. Кроме устной проповеди отец Павел снискал заслуженную славу как писатель. Он оставил обширное публицистическое и научное наследие. Среди его трудов было множество книг апологетической и противораскольнической направленности. Большая часть из них вошла в четырехтомное собрание сочинений миссионера, изданное в 1897-м году — через два года после его смерти.
Архимандрит Павел (Леднев) ревностно трудился на благо и распространение Православия в среде раскольников и сектантов. В своей проповеди он всегда старался доказывать, а не обличать, убеждать, но не порицать, он был миролюбив и оставил о себе вечную память в истории миссионерской деятельности.
«Подсвечники»

Фото: cottonbro studio / Pexels
С моей мамой мы иногда посылаем друг другу разные подарки без повода. Видимся мы редко, нас разделяет большое расстояние. Конечно, общаемся по телефону и интернету, но как приятно получить от родного человека какую-то вещь, будь то красивая чашка, картинка на стену или льняное полотенце!
Недавно я отправила маме в Хабаровск небольшой керамический подсвечник, купленный в монастыре, возле которого живу. А через неделю получила и от неё посылочку — оказывается, мама решила сделать мне очередной сюрприз именно в это же время. Распаковываю коробочку — а там старинный подсвечник, знакомый мне с детства! Он раньше стоял на пианино, рядом с портретом Пушкина. В сопроводительном письме мама сообщила, что несколько последних лет в нём горели церковные свечи, которые она зажигала перед иконами. И вот решила она передать подсвечник — семейную реликвию — мне.
Каждое утро я начинаю с молитвы. Подхожу к домашнему иконостасу, перед которым стоит мамин подсвечник, и пламя свечи напоминает мне о родном доме. А в далёком Хабаровске мама точно так же думает обо мне, глядя на мой подарок на своей иконной полочке... Думает и молится. Хотя дело, конечно, совсем не в подсвечниках. Ведь мы просто друг друга любим. А синхронно сделанные подарки стали символом молитвенной нашей связи.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 марта. О своём общении с схиархимандритом Илием (Ноздриным)

15 марта на 94-м году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О своём общении с ним рассказывает автор и продюсер программы «Актуальная тема» Людмила Лис.
Отец Илий для всех нас является примером подлинной христианской любви. Было огромным счастьем и утешением молиться в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского, когда батюшка находился в алтаре. В те моменты, когда на богослужении открывались царские врата, можно было видеть его молящегося на коленях в алтаре перед престолом или стоящего у жертвенника и вынимающего частицы из просфор. Иногда, по завершении литургии, из алтаря выходил его келейник и просил прихожан молиться вместе с отцом Илием о каком-то конкретном человеке, читая Акафист Божьей Матери. Мы все молились, точно зная, что если и с кем-то из нас случится беда, то отец Илий также будет молиться о нас и попросит пришедших на службу людей о соборной молитве. Большую духовную пользу принесло мне его духовное наставление о молитве. Он сказал мне, когда я пожаловалась ему в отчаянном положении на то, что долгое время не могу докричаться до Бога, хотя моя просьба Господу очень важна, что кричать Богу ничего не нужно. Отец Илий сказал, что Богу нужно тихо говорить и молиться ему нужно тихо, потому что Бог к нам ближе, чем воздух, ближе, чем дыхание, что Бог есть любовь, и по нашей тихой просьбе Он даст нам все необходимое для жизни, и что никогда нельзя забывать благодарить Бога за все. После этого нашего разговора моя многолетняя просьба к Богу была выполнена тихой молитвой батюшки Илия. Огромная благодарность ему за его особую любовь к нашей творческой братии. Сколько раз мы, литераторы и журналисты, приезжали к нему за благословением, и он всегда был очень отзывчивым и заботливым. Достаточно было передать записку с просьбой о молитве через келейника, чтобы не отрывать его от многочисленных страждущих и болящих людей, и он всегда находил время помолиться о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О ложном стыде

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
О ложном стыде — священник Алексей Дудин.
Что значит стыдиться Бога? Ну, наверное, прежде всего, к этому греху нас подвигает наше малодушие и человекоугодие. Малодушие, потому что мы мало верим Богу, мало доверяем Ему, мало стараемся Ему угодить, мало стараемся быть Его соработниками. И наоборот, свое спасение, свое счастье в этой жизни видим в том, чтобы нас поддержали другие люди, не Бог, а другие люди. И поэтому стараемся, прежде всего, угодить им. Иногда лукавим, иногда говорим какую-то неправду. Стараясь им угодить, мы нарушаем заповеди Божии. И в этом отношении, если человек стремится больше угодить другому человеку, а не Богу, он теряет эту связь с Богом и он малодушествует. Он стыдится Бога, он стыдится исполнения Его заповедей в угоду другим людям. И это очень тяжелый грех, потому что он отрывает нас от Бога и лишает возможности нам получить помощь Божию и поддержку. И Господь, который дает эту поддержку и дает эту любовь, никогда не сможет ее дать, если человек сам не просит и не стремится к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема