
10 апреля 1912 года у супругов Александра и Анны Илие, крестьян из румынского села Сулица, родился мальчик. Под окнами комнаты, где счастливая мать баюкала новорождённого, кудахтали куры. Со двора доносился стук молотка — это кровельщик чинил крышу старого сарая. В такой домашней, умиротворённой обстановке появился на свет будущий духовный светильник Румынии и всего православного мира — архимандрит Клеопа Илие. Пройдёт время, и он станет монахом, церковным писателем, проповедником и старцем — духовным наставником для множества людей. А пока, лёжа на руках у матери, он слушал, как та поёт колыбельную, и дремал под звуки её тихого голоса.
Мальчика назвали Константином. Он был девятым ребёнком в семье. Костэшел, как ласково звали его домашние, рос болезненным и слабым. Однажды, когда ему исполнилось всего несколько месяцев, он вдруг перестал есть. Младенец уже умирал от истощения, а деревенский доктор всё не находил способ, как ему помочь. Тогда Анна взяла сына и отправилась с ним в скит, который находился в нескольких километрах от села. В храме, стоя на коленях перед иконой Богородицы, женщина со слезами воскликнула: «Матерь Божия, моё дитя больно, оно всё время плачет. Я не знаю, что делать. Поэтому приношу его Тебе!» Как только она произнесла эти слова, маленький Костэшел перестал плакать, зачмокал губами и потянулся к материнской груди. Ребёнок снова стал есть и опасность отступила.
Родители Константина были верующими людьми. К Богу они обращались не только в трудную минуту, но и каждый день благодарили Его за всё. Александр и Анна были неграмотными, но знали наизусть молитвы и жития святых. Когда большая семья собиралась за столом, отец вслух читал «Отче наш», а остальные хором повторяли за ним слова молитвы. Старец Клеопа, вспоминая об отце, говорил: «Чтобы он лег вечером спать, не помолившись? Или сел за стол, не прочитав „Отче наш“? Или не пошел в воскресенье в церковь? Вовек никто такого не видывал». Благочестие родителей, их пример живой веры, принесли свои плоды: четверо старших братьев будущего старца и одна из его сестёр стали монахами. С самого юного возраста почувствовал в себе духовное призвание и Константин.
Когда мальчик подрос, отец поручил ему пасти овец. Пастбище находилось в пяти километрах от села, прямо под стенами монастыря Сихастрия. Константин слушал звон монастырского колокола, порой до него доносилось пение монахов. А иногда они сами приходили поговорить с мальчиком. Это общение и атмосфера приносили Константину огромную радость. Позже он узнает, что отец неспроста выбрал для пастбища такое необычное место. Он догадывался, какой путь хочет избрать его сын, и с родительской любовью и чуткостью помогал ему в этом выборе.
Позаботились родители и о том, чтобы Константин выучился грамоте. Отец купил ему молитвенник. Юноша повсюду носил книгу с собой. Он брал её даже в поле, где они с отцом убирали кукурузу. «Я очищал кукурузные початки от листьев, — вспоминал впоследствии отец Клеопа. — Папа подвозил мне их на телеге. Ожидая, пока он привезёт очередную партию, я читал и выучивал наизусть молитвы».
Зимой 1929 года семнадцатилетний Константин и его старший брат Василий пришли к родителям за благословением — они решили покинуть дом и уйти в монастырь. Отец с радостью благословил сыновей. Одобряла их выбор и Анна, но материнское сердце сжималось в предчувствии близкой разлуки. Пройдёт ещё семнадцать лет, и после смерти мужа Анна тоже станет монахиней. Константин к тому времени примет монашеский постриг с именем Клеопа, станет архимандритом и настоятелем монастыря. Он сам приедет за матерью, чтобы отвезти в обитель, где она в покое и радости проведёт остаток своих дней. А её сын, архимандрит Клеопа Илие в своих проповедях и духовных произведениях не раз с любовью вспомнит о своей семье. О той светлой радости, которой была наполнена его жизнь среди родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема