
Фото: Adam Tumidajewicz / Pexels
10 апреля 1912 года у супругов Александра и Анны Илие, крестьян из румынского села Сулица, родился мальчик. Под окнами комнаты, где счастливая мать баюкала новорождённого, кудахтали куры. Со двора доносился стук молотка — это кровельщик чинил крышу старого сарая. В такой домашней, умиротворённой обстановке появился на свет будущий духовный светильник Румынии и всего православного мира — архимандрит Клеопа Илие. Пройдёт время, и он станет монахом, церковным писателем, проповедником и старцем — духовным наставником для множества людей. А пока, лёжа на руках у матери, он слушал, как та поёт колыбельную, и дремал под звуки её тихого голоса.
Мальчика назвали Константином. Он был девятым ребёнком в семье. Костэшел, как ласково звали его домашние, рос болезненным и слабым. Однажды, когда ему исполнилось всего несколько месяцев, он вдруг перестал есть. Младенец уже умирал от истощения, а деревенский доктор всё не находил способ, как ему помочь. Тогда Анна взяла сына и отправилась с ним в скит, который находился в нескольких километрах от села. В храме, стоя на коленях перед иконой Богородицы, женщина со слезами воскликнула: «Матерь Божия, моё дитя больно, оно всё время плачет. Я не знаю, что делать. Поэтому приношу его Тебе!» Как только она произнесла эти слова, маленький Костэшел перестал плакать, зачмокал губами и потянулся к материнской груди. Ребёнок снова стал есть и опасность отступила.
Родители Константина были верующими людьми. К Богу они обращались не только в трудную минуту, но и каждый день благодарили Его за всё. Александр и Анна были неграмотными, но знали наизусть молитвы и жития святых. Когда большая семья собиралась за столом, отец вслух читал «Отче наш», а остальные хором повторяли за ним слова молитвы. Старец Клеопа, вспоминая об отце, говорил: «Чтобы он лег вечером спать, не помолившись? Или сел за стол, не прочитав "Отче наш"? Или не пошел в воскресенье в церковь? Вовек никто такого не видывал». Благочестие родителей, их пример живой веры, принесли свои плоды: четверо старших братьев будущего старца и одна из его сестёр стали монахами. С самого юного возраста почувствовал в себе духовное призвание и Константин.
Когда мальчик подрос, отец поручил ему пасти овец. Пастбище находилось в пяти километрах от села, прямо под стенами монастыря Сихастрия. Константин слушал звон монастырского колокола, порой до него доносилось пение монахов. А иногда они сами приходили поговорить с мальчиком. Это общение и атмосфера приносили Константину огромную радость. Позже он узнает, что отец неспроста выбрал для пастбища такое необычное место. Он догадывался, какой путь хочет избрать его сын, и с родительской любовью и чуткостью помогал ему в этом выборе.
Позаботились родители и о том, чтобы Константин выучился грамоте. Отец купил ему молитвенник. Юноша повсюду носил книгу с собой. Он брал её даже в поле, где они с отцом убирали кукурузу. «Я очищал кукурузные початки от листьев, — вспоминал впоследствии отец Клеопа. — Папа подвозил мне их на телеге. Ожидая, пока он привезёт очередную партию, я читал и выучивал наизусть молитвы».
Зимой 1929 года семнадцатилетний Константин и его старший брат Василий пришли к родителям за благословением — они решили покинуть дом и уйти в монастырь. Отец с радостью благословил сыновей. Одобряла их выбор и Анна, но материнское сердце сжималось в предчувствии близкой разлуки. Пройдёт ещё семнадцать лет, и после смерти мужа Анна тоже станет монахиней. Константин к тому времени примет монашеский постриг с именем Клеопа, станет архимандритом и настоятелем монастыря. Он сам приедет за матерью, чтобы отвезти в обитель, где она в покое и радости проведёт остаток своих дней. А её сын, архимандрит Клеопа Илие в своих проповедях и духовных произведениях не раз с любовью вспомнит о своей семье. О той светлой радости, которой была наполнена его жизнь среди родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







