
В Сербии есть древний монастырь 13-го века. По названию реки, на берегу которой расположен, этот монастырь именуется Витовница. С обителью неразрывно связано имя подвижника и старца конца ХХ — начала ХХI века — архимандрита Фаддея Витовницкого. Вокруг проницательного, внимательного и отзывчивого отца Фаддея всегда собирались люди. Старец скончался в 2003 году, но и сегодня каждый из нас может обратиться к нему и получить совет и успокоение: достаточно открыть сборник духовного наследия архимандрита Фаддея Витовницкого — книгу, которая называется «Зёрна добромыслия».
Как утверждают те, кто близко знал отца Фаддея, сам он никогда не думал о том, чтобы написать и издать книгу. Но те, кого батюшка утешил в трудную минуту, с кем просто поговорил по душам, запоминали его мудрые слова, а потом записывали. Благодаря этим людям сегодня и мы можем прикоснуться к духовной сокровищнице старца. Его слова по-прежнему звучат живо, сердечно и задушевно; доверительно и тепло.
Удивительно, что разрозненные записи многих лет в итоге сложились в цельную по своей внутренней идее книгу. В первой её главе мы найдём уникальный словарь батюшки Фаддея. Привычные вроде бы слова, но истинное значение многих из них сегодня либо забыто, либо искажено. Старец лаконично и ясно объясняет, что такое любовь, брак, зависть, прелесть, грех и покаяние; почему нельзя держать в себе обиды; зачем нужно смирение.
Вторую главу книги составили изречения святых отцов, народные пословицы и крылатые фразы, которые часто повторял в своих беседах отец Фаддей. Старец произносил их не для красного словца. Простые, но мудрые в своей простоте, эти фразы ярко иллюстрировали суть, которую батюшка хотел донести до своих собеседников: «Чистое сердце Бога видит, а нечистое всего стыдится», «Кто смирен и кроток, у того нет врагов», «Какие у нас мысли, такая и жизнь».
В третьей главе собраны житейские истории, рассказанные отцом Фадеем. Старец часто использовал их для того, чтобы тактично, не задевая человека, показать ему причину его несчастья или недоумения. Так, например, он рассказал забавный и поучительный случай из жизни знакомого священника. Однажды этот батюшка пошел к прихожанину освятить дом. А у того была злющая немецкая овчарка размером с теленка. Батюшка подходит к калитке, открывает, а собака сорвалась с привязи и бежит прямиком на гостя. Все, кто там был, замерли, ожидая беды. А священник вдруг раскрыл собаке объятия. Овчарка подбежала, поставила батюшке лапы на плечи... и стала лизать ему лицо! В своих рассказах и наставлениях архимандрит Фаддей Витовницкий дает читателям возможность посмотреть на себя со стороны, объясняет то, что может показаться непонятным. Подсказывает, что стоит в себе изменить, исправить и усовершенствовать.
В последних главах сборника «Зёрна добромыслия» об архимандрите Фаддее вспоминают люди, которые близко и хорошо его знали. В этих воспоминаниях — неприметный с виду старичок в старом подряснике, который встречает паломников у монастырской гостиницы и благословляет их. И за этой неприметностью, за простотой — невероятная сила духа и молитвы. Она явственно ощущается в словах и наставлениях архимандрита Фаддея Витовницкого. Которые мы найдём на страницах книги «Зёрна добромыслия».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер