Архиепископ Никон (Рождественский) говорил, что в самые тяжёлые минуты жизни его всегда поддерживали светлые воспоминания о родительском доме.
Малой родиной православного архиерея, богослова, проповедника, издателя и редактора знаменитого народного духовно-просветительского журнала «Троицкие листки», было село Чашниково Московской губернии. Будущий архиепископ появился на свет 4 апреля 1851 года в многодетной семье сельского псаломщика Ивана Андреевича Рождественского и его супруги Ольги Ивановны. В крещении мальчика нарекли Николаем. Рождественские были очень бедны. Небольшого заработка отца едва хватало на пропитание семейства. Но супруги не роптали на жизнь и не унывали. За всё они благодарили Бога, и своих детей учили поступать точно так же — жить в простоте сердца и любви друг к другу. Коля с самых ранних лет впитал от родителей эту науку благодарности Господу и радовался каждому моменту своей жизни.
Первые детские впечатления владыки Никона связаны с церковью Пресвятой Троицы, где служил его отец. «Вижу себя на руках родителя, который несёт меня чрез сугробы снежные в Божий храм», — вспоминал архиепископ в своих мемуарах. Во время службы маленький Коля стоял рядом с Иваном Андреевичем на клиросе — месте для певчих — и во все глаза смотрел, как отец громко читает вслух по большой, красивой книге — Часослову. Скоро малыш выучил наизусть некоторые псалмы и во время Богослужения вторил отцу тоненьким голоском. «Сколько радости, сколько счастья — стоять на клиросе, помогать отцу», — вспоминал владыка.
Свою матушку, Ольгу Ивановну, владыка Никон называл «Христовой крестоносицей» — она несла на своих плечах нелёгкий груз хлопот о доме и детях. При многочисленности семейства и большой бедности справляться с этими обязанностями было непросто. Коля чем мог помогал матушке. Архиепископ Никон (Рождественский) вспоминал, как ходил с матерью по грибы. Чтобы Ольга Ивановна лишний раз не наклонялась, мальчик бежал впереди и выискивал в траве белые и подосиновики. Матушка хвалила сына, и от ласковых материнских слов его сердечко наполнялось счастьем. Отцу Николай тоже помогал не только в храме, но и в хозяйских делах. Часто по осени они вместе ездили за дровами. Возвращались домой уставшие, но радостные. Матушка ставила самовар. После горячего чая Коля ложился к отцу под бок и засыпал сладким сном.
К двенадцати годам Николай с успехом окончил церковно-приходскую школу. На дальнейшее образование мальчик не рассчитывал — он понимал, что денег на это у родителей нет. Помог Господь: в то самое время настоятель храма попросил псаломщика принять к себе на постой мастеровых, которые занимались ремонтом церкви. Постояльцы платили хозяину за проживание. Так Ивану Андреевичу удалось накопить денег, и Николай смог поступить в Московское Заиконоспасское духовное училище. В первый же год обучения произошло событие, о котором владыка Никон часто вспоминал. Перед Рождеством Иван Андреевич приехал в Москву, чтобы забрать сына домой на каникулы. Путь предстоял долгий, и отец с сыном зашли в трактир подкрепиться перед дорогой. «Вдруг подходит ко мне старичок и говорит: «Это будущий архиерей», — рассказывал впоследствии архиепископ Никон (Рождественский). Дома Иван Андреевич поведал родным о случае с сыном и задумчиво предположил: «А может, напророчил старик?»
Слова незнакомца действительно сбылись. В 1880 году Николай по благословению родителей принял монашеский постриг с именем Никон. Со временем стал дьяконом и священником. А в 1904-м был рукоположен в сан епископа. Всю жизнь владыка Никон (Рождественский) помнил завет своих родителей: за всё благодарить Бога, жить в простоте сердца и любви ко всем.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема