Архиепископ Никон (Рождественский) говорил, что в самые тяжёлые минуты жизни его всегда поддерживали светлые воспоминания о родительском доме.
Малой родиной православного архиерея, богослова, проповедника, издателя и редактора знаменитого народного духовно-просветительского журнала «Троицкие листки», было село Чашниково Московской губернии. Будущий архиепископ появился на свет 4 апреля 1851 года в многодетной семье сельского псаломщика Ивана Андреевича Рождественского и его супруги Ольги Ивановны. В крещении мальчика нарекли Николаем. Рождественские были очень бедны. Небольшого заработка отца едва хватало на пропитание семейства. Но супруги не роптали на жизнь и не унывали. За всё они благодарили Бога, и своих детей учили поступать точно так же — жить в простоте сердца и любви друг к другу. Коля с самых ранних лет впитал от родителей эту науку благодарности Господу и радовался каждому моменту своей жизни.
Первые детские впечатления владыки Никона связаны с церковью Пресвятой Троицы, где служил его отец. «Вижу себя на руках родителя, который несёт меня чрез сугробы снежные в Божий храм», — вспоминал архиепископ в своих мемуарах. Во время службы маленький Коля стоял рядом с Иваном Андреевичем на клиросе — месте для певчих — и во все глаза смотрел, как отец громко читает вслух по большой, красивой книге — Часослову. Скоро малыш выучил наизусть некоторые псалмы и во время Богослужения вторил отцу тоненьким голоском. «Сколько радости, сколько счастья — стоять на клиросе, помогать отцу», — вспоминал владыка.
Свою матушку, Ольгу Ивановну, владыка Никон называл «Христовой крестоносицей» — она несла на своих плечах нелёгкий груз хлопот о доме и детях. При многочисленности семейства и большой бедности справляться с этими обязанностями было непросто. Коля чем мог помогал матушке. Архиепископ Никон (Рождественский) вспоминал, как ходил с матерью по грибы. Чтобы Ольга Ивановна лишний раз не наклонялась, мальчик бежал впереди и выискивал в траве белые и подосиновики. Матушка хвалила сына, и от ласковых материнских слов его сердечко наполнялось счастьем. Отцу Николай тоже помогал не только в храме, но и в хозяйских делах. Часто по осени они вместе ездили за дровами. Возвращались домой уставшие, но радостные. Матушка ставила самовар. После горячего чая Коля ложился к отцу под бок и засыпал сладким сном.
К двенадцати годам Николай с успехом окончил церковно-приходскую школу. На дальнейшее образование мальчик не рассчитывал — он понимал, что денег на это у родителей нет. Помог Господь: в то самое время настоятель храма попросил псаломщика принять к себе на постой мастеровых, которые занимались ремонтом церкви. Постояльцы платили хозяину за проживание. Так Ивану Андреевичу удалось накопить денег, и Николай смог поступить в Московское Заиконоспасское духовное училище. В первый же год обучения произошло событие, о котором владыка Никон часто вспоминал. Перед Рождеством Иван Андреевич приехал в Москву, чтобы забрать сына домой на каникулы. Путь предстоял долгий, и отец с сыном зашли в трактир подкрепиться перед дорогой. «Вдруг подходит ко мне старичок и говорит: «Это будущий архиерей», — рассказывал впоследствии архиепископ Никон (Рождественский). Дома Иван Андреевич поведал родным о случае с сыном и задумчиво предположил: «А может, напророчил старик?»
Слова незнакомца действительно сбылись. В 1880 году Николай по благословению родителей принял монашеский постриг с именем Никон. Со временем стал дьяконом и священником. А в 1904-м был рукоположен в сан епископа. Всю жизнь владыка Никон (Рождественский) помнил завет своих родителей: за всё благодарить Бога, жить в простоте сердца и любви ко всем.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема