
Первый год существования Забайкальской духовной миссии, основанной в 1861-м году, был непростым. Созданная для проповеди Православия среди бурят миссия поначалу состояла из трёх человек, включая руководителя — епископа Селенгинского Вениамина.
Владыка был сыном священника, с детства стремился к монашеству и миссионерскому служению, восторгаясь примером равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он очень переживал, что начало его трудов в Забайкалье было неуспешным. Позднее епископ Вениамин вспоминал: «в этой скорби вижу я во сне: идёт Царица [Небесная], а за ней бурят. Я поклонился Ей. Она обратилась к буряту и показала ему на меня, как бы внушая, чтобы он слушал меня».
Вскоре после этого необычного сна были крещены первые десять бурят. А всего за шесть лет, пока епископ Вениамин управлял миссией, ко Христу пришли две тысячи человек. Владыка основал миссионерское училище, а также двенадцать миссионерских центров, или, как их называли, станов, включавших храмы и школы.
В 1868-м году епископ Вениамин был переведён на Камчатскую и Алеутскую епархию, а спустя пять лет стал епископом Иркутским.
В Благовещенске его трудами была основана духовная семинария. Посетил он и Японию, благословив на миссионерское служение молодого иеромонаха Николая (Касаткина), будущего святителя Николая Японского.
Большое внимание владыка Вениамин обращал на христианское воспитание детей: ведь мало было крестить местные народы, нужно было укреплять людей в вере, учить их. Были созданы восемь миссионерских станов, при них работали школы, через которые при архиепископе Вениамине прошло около четырёх тысяч детей.
Всего же в Иркутской епархии за время правления владыки было обращено ко Христу сорок тысяч человек. За эти и многие другие заслуги 16 апреля 1878-го года владыка Вениамин был возведён в сан архиепископа.
Апостольский подвиг архиепископа Вениамина и его сотрудников был очень трудным — и не только из-за малой материальной обеспеченности миссии и огромных расстояний, но и вследствие сопротивления язычников. Так, один тайша, как называли буряты своих старейшин, преследовал крещёных и даже заключал в темницы. А некоторые буддийские ламы устраивали жертвенники прямо возле строящихся храмов. Да и светские власти формально православной империи порой действовали против миссии. Владыка Вениамин свидетельствовал: «чем успешнее идёт дело проповеди, чем с большим напряжением начинаешь расчищать заросшую тернием языческую почву, тем больше видишь вражды отовсюду», даже и от «мнимых христиан».
Владыка Вениамин многое сделал для развития миссионерского служения. Он издал множество соответствующих книг, а в 1885-м году провёл в Иркутске собор сибирских архиереев, где обсуждались прежде всего вопросы проповеди Христа язычникам.
Архиепископ Вениамин скончался в 1892-м году в возрасте шестидесяти семи лет. Его жизнь даёт пример самоотверженного апостольского служения, победы над малодушием и сомнениями, всецелого полагания на Бога. Ведь, как говорил владыка, «всякое дело Божье устраивается промыслом Божиим».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер