
16 января 1811 года в семье сельского дьякона Ивана Алексеевича Столпянского и его жены Натальи Семёновны родился мальчик. Он был долгожданным первенцем — пять лет супруги ждали Божьей милости. И вот Господь даровал им сына. На 8-й день после рождения мальчика крестили и нарекли Климентом, по-домашнему — Климушкой. Накануне родов Наталья Семёновна увидела необыкновенный сон. Человек в сияющем архиерейском облачении протягивал к ней руки и ласково называл матушкой. Тогда она ещё не поняла, что это было Божье указание на будущее её ребёнка. Впоследствии сын Натальи Семёновны станет архиепископом, духовным писателем и богословом. Православный мир узнает его как преосвященного Димитрия (Муретова).
Родители с нежной заботой опекали малыша и с ранних лет прививали ему любовь к Богу и христианское благочестие. Мать, Наталья Семёновна, хоть и была неграмотной, знала наизусть всю Псалтырь, и по памяти читала мальчику. За работой пела духовные стихи. Климушка любил, когда по вечерам мать садилась за прялку. Он смотрел, как бегает веретено в её руках и слушал, как она красивым, глубоким голосом поёт об Иосифе Прекрасном.
Когда Клименту исполнилось 7 лет, Иван Алексеевич начал учить его грамоте. Как только мальчик освоил азбуку, он стал помогать в храме — читал Псалтырь и Часослов. Храм стал для Климушки вторым домом. Но когда ему исполнилось 10 лет, пришлось на время разлучиться и с родным домом, и с любимым храмом. Мальчик поступил в Сапожковское духовное училище близ Рязани. Блестяще сдав экзамены, Климушка был зачислен в студенты. Учился мальчик прилежно, но очень скучал по родителям — ведь это была его первая разлука с ними. Вспоминая отца и мать, он не мог сдержать слёз. В училище за Климентом закрепилась прозвание Муретов. Биографы владыки Димитрия полагают, что его называли так по фамилии родного дяди, который жил там же, в Сапожке, и опекал своего племянника. В итоге эта фамилия перешла к будущему архиепископу.
По окончании училища Климент отправился в Рязань, чтобы продолжить своё обучение теперь уже в духовной семинарии. Учёбу и содержание сына оплачивал отец, Иван Алексеевич. Но Климент понимал, как трудно отцу находить на это средства. Поэтому попросил семинарское начальство перевести его на казённый счёт. А в свободное время подрабатывал домашним учителем и часть жалования отсылал родителям.
У диакона Ивана Алексеевича было небольшое хозяйство, и летом Климент приезжал домой помогать отцу. Накануне каникул 1831 года ректор семинарии объявил студентам что Киевская духовная академия готова принять на обучение одного из них — наиболее одарённого и усердного. Этим студентом стал Климент. Перед зачислением в академию ему предстояло пройти собеседование. Нужно было тщательно подготовиться. Приехав домой, юноша засел за книги. Отец и мать были так рады за сына, что освободили его от всех работ по хозяйству и следили, чтобы и сам он не отвлекался от занятий на домашние хлопоты.
В начале августа родители провожали сына в дальний путь. Они понимали, что разлука предстоит долгая — наезжать из Киева домой молодому человеку будет не по средствам, а после окончания академии он отправится на место служения, туда, куда укажет священноначалие.
В годы учёбы в Киеве молодой человек вёл постоянную переписку с отцом и матерью. И в одном из писем сообщил им о своём жизненном и духовном выборе: «Благословите! Я беру на себя крест иночества». 1 сентября 1834 года Климент принял монашеский постриг с именем Димитрий. Со временем он станет архиепископом, послужит Богу и Церкви в самых разных уголках России. Нечасто получится у него навещать родителей. Но всегда он будет поддерживать их и писать им письма, полные глубокой нежности, любви и благодарности.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.