
Фото: Towfiqu barbhuiya / Pexels
16 января 1811 года в семье сельского дьякона Ивана Алексеевича Столпянского и его жены Натальи Семёновны родился мальчик. Он был долгожданным первенцем — пять лет супруги ждали Божьей милости. И вот Господь даровал им сына. На 8-й день после рождения мальчика крестили и нарекли Климентом, по-домашнему — Климушкой. Накануне родов Наталья Семёновна увидела необыкновенный сон. Человек в сияющем архиерейском облачении протягивал к ней руки и ласково называл матушкой. Тогда она ещё не поняла, что это было Божье указание на будущее её ребёнка. Впоследствии сын Натальи Семёновны станет архиепископом, духовным писателем и богословом. Православный мир узнает его как преосвященного Димитрия (Муретова).
Родители с нежной заботой опекали малыша и с ранних лет прививали ему любовь к Богу и христианское благочестие. Мать, Наталья Семёновна, хоть и была неграмотной, знала наизусть всю Псалтырь, и по памяти читала мальчику. За работой пела духовные стихи. Климушка любил, когда по вечерам мать садилась за прялку. Он смотрел, как бегает веретено в её руках и слушал, как она красивым, глубоким голосом поёт об Иосифе Прекрасном.
Когда Клименту исполнилось 7 лет, Иван Алексеевич начал учить его грамоте. Как только мальчик освоил азбуку, он стал помогать в храме — читал Псалтырь и Часослов. Храм стал для Климушки вторым домом. Но когда ему исполнилось 10 лет, пришлось на время разлучиться и с родным домом, и с любимым храмом. Мальчик поступил в Сапожковское духовное училище близ Рязани. Блестяще сдав экзамены, Климушка был зачислен в студенты. Учился мальчик прилежно, но очень скучал по родителям — ведь это была его первая разлука с ними. Вспоминая отца и мать, он не мог сдержать слёз. В училище за Климентом закрепилась прозвание Муретов. Биографы владыки Димитрия полагают, что его называли так по фамилии родного дяди, который жил там же, в Сапожке, и опекал своего племянника. В итоге эта фамилия перешла к будущему архиепископу.
По окончании училища Климент отправился в Рязань, чтобы продолжить своё обучение теперь уже в духовной семинарии. Учёбу и содержание сына оплачивал отец, Иван Алексеевич. Но Климент понимал, как трудно отцу находить на это средства. Поэтому попросил семинарское начальство перевести его на казённый счёт. А в свободное время подрабатывал домашним учителем и часть жалования отсылал родителям.
У диакона Ивана Алексеевича было небольшое хозяйство, и летом Климент приезжал домой помогать отцу. Накануне каникул 1831 года ректор семинарии объявил студентам что Киевская духовная академия готова принять на обучение одного из них — наиболее одарённого и усердного. Этим студентом стал Климент. Перед зачислением в академию ему предстояло пройти собеседование. Нужно было тщательно подготовиться. Приехав домой, юноша засел за книги. Отец и мать были так рады за сына, что освободили его от всех работ по хозяйству и следили, чтобы и сам он не отвлекался от занятий на домашние хлопоты.
В начале августа родители провожали сына в дальний путь. Они понимали, что разлука предстоит долгая — наезжать из Киева домой молодому человеку будет не по средствам, а после окончания академии он отправится на место служения, туда, куда укажет священноначалие.
В годы учёбы в Киеве молодой человек вёл постоянную переписку с отцом и матерью. И в одном из писем сообщил им о своём жизненном и духовном выборе: «Благословите! Я беру на себя крест иночества». 1 сентября 1834 года Климент принял монашеский постриг с именем Димитрий. Со временем он станет архиепископом, послужит Богу и Церкви в самых разных уголках России. Нечасто получится у него навещать родителей. Но всегда он будет поддерживать их и писать им письма, полные глубокой нежности, любви и благодарности.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Село Губино
Как развивается в наши дни российское село? Во многих уголках России по-разному. Где-то и не развивается, а угасает сельская жизнь. Только не рядом с Оптиной Пустынью. Какое оно, православное село? Это село, где есть храм Божий, русская классическая школа, и те люди, кому это очень нужно. А также Батюшки — они молятся об этих людях, которые отважно переезжают в российскую глубинку. И совсем об этом не жалеют.
О селе Губино, о его замечательных жителях и о всероссийском фестивале «Дни Достоевского», который организовала здесь Оптина Пустынь, наша программа.



в селе Губино





Епископ Можайский Иосиф Королев


Все выпуски программы Места и люди