Новозаветная часть Библии состоит из 27 книг. Большинство из них, четырнадцать, принадлежит перу апостола Павла. Святой Павел был наиболее плодотворным новозаветным писателем – в своей миссионерской деятельности он сочетал устную проповедь с посланиями, которые направлял христианским общинам или конкретным личностям в разные города Римской империи. Каждое из посланий было составлено апостолом Павлом по конкретной причине. Так, например, послание к христианам города Рима, было написано святым апостолом из-за стремления поддержать столичных последователей Спасителя, оказавшихся в крайне непростой ситуации. Христианская Церковь Рима образовалась в тридцатых годах первого века по Рождестве Христовом. Основателями Церкви стали местные евреи, которые, посетив Иерусалим, услышали проповедь святых апостолов и уверовали во Христа. Евреи-христиане составили костяк римской общины, которая затем стала пополняться за счет обратившихся в христианство язычников. Евреи и бывшие язычники довольно мирно сосуществовали вместе до 50 года, когда из-за бунта иудеев в Палестине император Клавдий приказал изгнать евреев из столицы. Покинуть Рим вместе с иудеями пришлось и евреям-христианам. Римская Церковь оказалась перед опасностью распада. Предотвратить ужасные события сумел апостол Павел, направив христианам Рима воодушевляющее послание. Нужно учесть, что Павел к моменту создания текста послания в столице не бывал, но при чтении послания к Римлянам это не чувствуется. Апостол пишет очень уверенно, поясняя перед христианами столицы основы учения Спасителя. Отрывок из послания к Римлянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 5.1 оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 5.2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 5.3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 5.4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5.5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 5.6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 5.7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 5.8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 5.9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 5.10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Послание к римлянам, отрывок из которого мы только что слышали, имеет важное практическое значение для каждого православного христианина. Апостол Павел предельно много внимания уделяет в нем тому, как человек может достичь гармоничных отношений с Богом и, соответственно, вести правильную духовную жизнь. В основе всего для апостола Павла лежит крестная жертва Иисуса Христа, Который умерев и воскреснув, дал людям возможность войти в Царство Небесное. Жертва Христа, как говорит Павел, примирила Бога и людей. Не в том смысле, что Богу Отцу для прощения человечества нужна была кончина Его Божественного Сына, а в том, что на кресте Иисус Христос смыл Своей Кровью грехи людей. Теперь каждый человек, который принимает православное крещение во имя Святой Троицы, получает полное прощение грехов и входит в благодатное общение с Богом. Апостол Павел признает, что и после крещения человек испытывает скорби, но их православный христианин способен преодолеть с помощью Господа. Святой апостол утешает своих читателей, говоря, что тому, кто достойно переносит трудности жизни Бог дарит терпение. Терпение приносит человеку опытность. А от опытности рождается христианская надежда, которая не бывает посрамлена. Ведь Бог отвечает на каждую искреннюю молитву. Вера в это строится на знании о том, что Христос умер не за праведников, а за грешников. А потому, по мысли апостола Павла, горячо верующий и благочестиво живущий христианин никогда Господом оставлен не будет.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница