В настоящее время христианами считают себя православные, католики и различные протестанты. Католичество нарушило единство с Православной Церковью в середине одиннадцатого века. Протестанты же появились в веке шестнадцатом, когда разорвали отношения с Римским Папой. Протестантские сообщества не только вышли из административного подчинения Католической церкви, но и значительно исказили основы христианского вероучения. Среди прочего протестанты устами своих предводителей - Мартина Лютера и Жана Кальвина - стали утверждать, что для религиозной жизни человека добрые поступки имеют второстепенное значение. Якобы христианин способен достигнуть вечной блаженной жизни только через веру в Бога без ее практического подтверждения, то есть без совершения добрых дел. Это не означает, что протестанты в отношении практической христианской жизни бездеятельны. Но они прямо считают, что в деле спасения поступки (добрые или злые) никакой роли не играют. Протестанты заявили, что данное утверждение они основывают на послании апостола Павла к христианам Рима – одной из книг Библии. Насколько верно поняли протестантские богословы мысли святого Павла, можно оценить после того, как мы услышим отрывок из послания к римлянам – отрывок, который читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.28 мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 3.29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 3.30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 3.31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем 4.1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 4.2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 4.3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Чтобы правильно понять прозвучавший отрывок, необходимо знать исторический контекст, в рамках которого было написано послание к римлянам. Апостол Павел решил направить данный текст христианам столицы для того, чтобы поддержать их в непростой ситуации. До 50 года по Рождестве Христовом римская община христиан состояла частично из евреев, частично из обращенных язычников. Однако из-за бунта иудеев император Клавдий приказал изгнать евреев, христиан в том числе, из столицы. Вынужденный уход евреев-христиан из Рима поставил под угрозу существование местной Церкви. Поддержать оставшихся членов римской общины взялся апостол Павел, направив им послание. Наиболее важное место в тексте послания занимает тема правильной духовной жизни. Понимая всю разницу между еврейской и античной культурами, апостол Павел, тем не менее, осознавал, что перед каждым человеком, вне зависимости от его национальной принадлежности, стоит одно и то же искушение. Искушение – мыслить отношения с Богом в формате «ты мне – я тебе», считать, что Бога можно, так сказать, «задобрить» хорошими поступками. Древние иудеи считали, что исполняя дела закона, они автоматически оправдываются перед Богом. Язычники же, вообще, считали, что духовную жизнь можно свести просто к регулярным жертвоприношениям без какого-либо духовного труда. Апостол Павел призывает своих читателей не поддаваться подобным настроениям, а выстраивать духовную жизнь на принципиально иной основе. На основе искренней веры, которая, впрочем, не должна быть просто уверенностью в существовании Бога, но горячим стремлением жить по заповедям Божиим. Такая вера, по мысли апостола Павла, и превосходит дела закона, потому что она является их началом и основой. Апостол Павел ни в коем случае не призывает христиан просто верить, а исполнение заповедей считать чем-то второстепенным, как об этом говорят протестанты. Святой Павел говорит о важности правильной расстановки приоритетов – когда человек искренне верует, совершает добрые дела и благодаря этому союзу веры и добродетели приближается к Богу. Примером такого гармоничного сосуществования в жизни человека веры и благочестия для апостола Павла является праотец Авраам, который искренне уповал на Бога и при этом постоянно совершал добрые дела. Следовать примеру Авраама святой Павел призывает всех христиан.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.