Современная Иерусалимская Православная Церковь по преимуществу состоит из греков и арабов. Евреи-христиане составляют в ней меньшинство. В первом веке по Рождестве Христовом положение дел было принципиально иным. Абсолютное большинство христиан Святой земли составляли евреи, которые покаялись в ужасном злодеянии – убийстве Христа – и приняли Его учение. К сожалению, не все евреи Палестины того времени стали христианами. Фарисеи и саддукеи, ставшие инициаторами казни Христа, продолжали свою губительную деятельность – при помощи римлян или своими силами они осуществляли гонения на христиан. Среди тех, кто преследовал учеников Спасителя, находился юноша Савл. При его участии был убит святой диакон Стефан, Савл также предпринял экспедицию в город Дамаск, чтобы и там карать христиан. Но случилось чудо – по воле Христа жестокий Савл стал Павлом, горячим проповедником учения Христа. Павел не только рассказывал о Спасителе язычникам, но и до своих соплеменников евреев пытался донести весть о Христе. Иерусалимская Церковь в первом веке активно развивалась во многом благодаря стараниям апостола Павла. Каждое из своих миссионерских путешествий по городам Римской империи он непременно начинал именно в Иерусалиме, воспринимая этот город как духовную родину христианства. В 62 году в Палестине произошло ужасное событие. Притеснения христиан со стороны иудеев достигли апогея – фарисеи и саддукеи убили святого Иакова Праведного, главу Иерусалимской Церкви. Апостол Павел в тот момент находился в римской тюрьме. Узнав о произошедшем и беспокоясь за судьбу палестинских христиан, он в 63 году направил им воодушевляющее послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 6.13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 6.14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 6.15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 6.16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 6.17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 6.18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 6.19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 6.20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Убийство Иакова, оставшееся безнаказанным со стороны римских властей, стало зловещим аргументом в руках иудеев. Те, обращаясь к евреям-христианам, призывали их вернуться к ветхозаветной религии, угрожая им повторением судьбы Иакова. Апостол Павел, зная, что некоторые христиане Палестины испугались и вернулись в иудаизм, в своем послании много внимания уделил темам христианского мужества и превосходства Нового Завета над Ветхим. Апостол, в частности, говорит о ключевой личности для иудаизма - праотце Аврааме – родоначальнике еврейского народа, с которым Бог заключил завет. Праотец Авраам почитается в качестве святого и христианами. В прозвучавшем отрывке апостол Павел вспоминает Авраама не случайно. Пытаясь успокоить евреев-христиан Палестины, объятых ужасом после смерти Иакова, Павел говорит с ними, используя традиционную для Ближнего востока логику мышления. Вспомните, говорит Павел, как Бог пообещал Аврааму дать ему многочисленных потомков, которые будут обладать Палестиной. Это обещание Бог исполнил – у бездетного Авраама родился сын Исаак, ставший первенцем еврейского народа. Господь никогда не отступает от обещанного. Бог в лице Своего Сына Иисуса Христа дал людям новое обещание, что все истинно верующие во Христа получат новую Землю Обетованную, Царство Божие. Это обещание также будет обязательно исполнено. Смерть не должна страшить христиан, и даже самый опасный враг не должен пугать их, потому что они живут под защитой Бога. «Невозможно Богу солгать», - говорит апостол Павел. Как исполнил Он обещание, данное Аврааму, так христиан прошлого и современности Он без Своей защиты не оставит.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер