Современная Иерусалимская Православная Церковь по преимуществу состоит из греков и арабов. Евреи-христиане составляют в ней меньшинство. В первом веке по Рождестве Христовом положение дел было принципиально иным. Абсолютное большинство христиан Святой земли составляли евреи, которые покаялись в ужасном злодеянии – убийстве Христа – и приняли Его учение. К сожалению, не все евреи Палестины того времени стали христианами. Фарисеи и саддукеи, ставшие инициаторами казни Христа, продолжали свою губительную деятельность – при помощи римлян или своими силами они осуществляли гонения на христиан. Среди тех, кто преследовал учеников Спасителя, находился юноша Савл. При его участии был убит святой диакон Стефан, Савл также предпринял экспедицию в город Дамаск, чтобы и там карать христиан. Но случилось чудо – по воле Христа жестокий Савл стал Павлом, горячим проповедником учения Христа. Павел не только рассказывал о Спасителе язычникам, но и до своих соплеменников евреев пытался донести весть о Христе. Иерусалимская Церковь в первом веке активно развивалась во многом благодаря стараниям апостола Павла. Каждое из своих миссионерских путешествий по городам Римской империи он непременно начинал именно в Иерусалиме, воспринимая этот город как духовную родину христианства. В 62 году в Палестине произошло ужасное событие. Притеснения христиан со стороны иудеев достигли апогея – фарисеи и саддукеи убили святого Иакова Праведного, главу Иерусалимской Церкви. Апостол Павел в тот момент находился в римской тюрьме. Узнав о произошедшем и беспокоясь за судьбу палестинских христиан, он в 63 году направил им воодушевляющее послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 6.13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 6.14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 6.15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 6.16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 6.17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 6.18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 6.19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 6.20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Убийство Иакова, оставшееся безнаказанным со стороны римских властей, стало зловещим аргументом в руках иудеев. Те, обращаясь к евреям-христианам, призывали их вернуться к ветхозаветной религии, угрожая им повторением судьбы Иакова. Апостол Павел, зная, что некоторые христиане Палестины испугались и вернулись в иудаизм, в своем послании много внимания уделил темам христианского мужества и превосходства Нового Завета над Ветхим. Апостол, в частности, говорит о ключевой личности для иудаизма - праотце Аврааме – родоначальнике еврейского народа, с которым Бог заключил завет. Праотец Авраам почитается в качестве святого и христианами. В прозвучавшем отрывке апостол Павел вспоминает Авраама не случайно. Пытаясь успокоить евреев-христиан Палестины, объятых ужасом после смерти Иакова, Павел говорит с ними, используя традиционную для Ближнего востока логику мышления. Вспомните, говорит Павел, как Бог пообещал Аврааму дать ему многочисленных потомков, которые будут обладать Палестиной. Это обещание Бог исполнил – у бездетного Авраама родился сын Исаак, ставший первенцем еврейского народа. Господь никогда не отступает от обещанного. Бог в лице Своего Сына Иисуса Христа дал людям новое обещание, что все истинно верующие во Христа получат новую Землю Обетованную, Царство Божие. Это обещание также будет обязательно исполнено. Смерть не должна страшить христиан, и даже самый опасный враг не должен пугать их, потому что они живут под защитой Бога. «Невозможно Богу солгать», - говорит апостол Павел. Как исполнил Он обещание, данное Аврааму, так христиан прошлого и современности Он без Своей защиты не оставит.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема