Современная Иерусалимская Православная Церковь по преимуществу состоит из греков и арабов. Евреи-христиане составляют в ней меньшинство. В первом веке по Рождестве Христовом положение дел было принципиально иным. Абсолютное большинство христиан Святой земли составляли евреи, которые покаялись в ужасном злодеянии – убийстве Христа – и приняли Его учение. К сожалению, не все евреи Палестины того времени стали христианами. Фарисеи и саддукеи, ставшие инициаторами казни Христа, продолжали свою губительную деятельность – при помощи римлян или своими силами они осуществляли гонения на христиан. Среди тех, кто преследовал учеников Спасителя, находился юноша Савл. При его участии был убит святой диакон Стефан, Савл также предпринял экспедицию в город Дамаск, чтобы и там карать христиан. Но случилось чудо – по воле Христа жестокий Савл стал Павлом, горячим проповедником учения Христа. Павел не только рассказывал о Спасителе язычникам, но и до своих соплеменников евреев пытался донести весть о Христе. Иерусалимская Церковь в первом веке активно развивалась во многом благодаря стараниям апостола Павла. Каждое из своих миссионерских путешествий по городам Римской империи он непременно начинал именно в Иерусалиме, воспринимая этот город как духовную родину христианства. В 62 году в Палестине произошло ужасное событие. Притеснения христиан со стороны иудеев достигли апогея – фарисеи и саддукеи убили святого Иакова Праведного, главу Иерусалимской Церкви. Апостол Павел в тот момент находился в римской тюрьме. Узнав о произошедшем и беспокоясь за судьбу палестинских христиан, он в 63 году направил им воодушевляющее послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 6.13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 6.14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 6.15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 6.16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 6.17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 6.18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 6.19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 6.20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Убийство Иакова, оставшееся безнаказанным со стороны римских властей, стало зловещим аргументом в руках иудеев. Те, обращаясь к евреям-христианам, призывали их вернуться к ветхозаветной религии, угрожая им повторением судьбы Иакова. Апостол Павел, зная, что некоторые христиане Палестины испугались и вернулись в иудаизм, в своем послании много внимания уделил темам христианского мужества и превосходства Нового Завета над Ветхим. Апостол, в частности, говорит о ключевой личности для иудаизма - праотце Аврааме – родоначальнике еврейского народа, с которым Бог заключил завет. Праотец Авраам почитается в качестве святого и христианами. В прозвучавшем отрывке апостол Павел вспоминает Авраама не случайно. Пытаясь успокоить евреев-христиан Палестины, объятых ужасом после смерти Иакова, Павел говорит с ними, используя традиционную для Ближнего востока логику мышления. Вспомните, говорит Павел, как Бог пообещал Аврааму дать ему многочисленных потомков, которые будут обладать Палестиной. Это обещание Бог исполнил – у бездетного Авраама родился сын Исаак, ставший первенцем еврейского народа. Господь никогда не отступает от обещанного. Бог в лице Своего Сына Иисуса Христа дал людям новое обещание, что все истинно верующие во Христа получат новую Землю Обетованную, Царство Божие. Это обещание также будет обязательно исполнено. Смерть не должна страшить христиан, и даже самый опасный враг не должен пугать их, потому что они живут под защитой Бога. «Невозможно Богу солгать», - говорит апостол Павел. Как исполнил Он обещание, данное Аврааму, так христиан прошлого и современности Он без Своей защиты не оставит.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер