Христианство с момента появления встречало на своем пути различные препятствия. Главным из них было поначалу сопротивление иудейской среды. Из-за нежелания иудеев принять Иисуса Христа в качестве Мессии Спасителя отправили на крестную казнь. Смерть Христа стала, к сожалению, лишь первым этапом иудейских гонений на христиан. Фарисеи и иные вожди еврейского народа горячо желали уничтожения христианской Церкви, поэтому использовали малейшие поводы для расправы над последователями Спасителя. Первой жертвой гонений со стороны иудеев стал святой Стефан, которого фарисеи и прочие знатоки ветхозаветного закона обвинили в богохульстве и побили камнями. Впрочем, казнь Стефана и смерть иных христиан не остановили развития Церкви. Более того, учение Спасителя неожиданно для иудеев принял одних из ярых гонителей христиан – Савл, которого несколько позже будут звать апостолом Павлом. Обращение Савла, конечно, не изменило в корне ситуацию, в которой находились последователи Христа в Израиле, но зато усилило проповедь учения Спасителя за пределами Палестины. Сведения об этом мы можем найти в библейской книге Деяний святых апостолов. Отрывок из нее читается сегодня утром во время богослужения.
В те дни 11.19 ученики, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 11.20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.11.21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 11.22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 11.23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 11.24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 11.25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.11.26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 11.29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 11.30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Автором библейской книги Деяний является апостол Лука, который постарался с предельной точностью описать современное ему существование христианской Церкви. Благодаря апостолу Луке мы узнаем, что после убийства святого Стефана многие христиане покинули Палестину и отправились кто-куда: в Финикию, на остров Кипр или в Антиохию – мегаполис древней Сирии. Везде последователи Спасителя рассказывали о своей вере – в первую очередь евреям, но, видя их упорство, стали говорить о Христе и язычникам. В особенности успешной христианская миссия оказалась в Антиохии – большое количество местных жителей приняло Евангелие и желало креститься. Узнав о радостном положении дел в Антиохии, Иерусалимская церковь направила туда апостола Варнаву, а тот, в свою очередь, позвал себе на помощь упомянутого уже Савла, бывшего гонителя и будущего апостола Павла. Варнава и Савл проповедовали в Антиохии ежедневно в течение целого года. Благодаря деятельности Варнавы и Савла большое количество антиохийцев приняли крещение. И именно в Антиохии уверовавшие в Спасителя люди стали впервые именовать себя «христианами». Апостол Лука в книге Деяний прямо об этом говорит: «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Также благодаря прозвучавшему отрывку из книги Деяний мы узнаем о начале еще одной традиции – светлого начинания, которое существовало в Иерусалиме вплоть до 70 года. Антиохийские христиане приняли решение помогать финансово братьям по вере из Иерусалима, которые притеснялись иудеями, а еще для того, чтобы те продолжали жить сплоченной общиной и являть миру пример благочестивой и бескорыстной жизни. Впоследствии жертвовать средства на нужды палестинских христиан будут последователи Спасителя из иных городов Римской империи. Жертвовать до тех пор, пока Иерусалим не будет уничтожен римскими солдатами в 70 году.
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Участвовать в акции «Пасха глазами детей» и поддержать Вику из Красноярска

В эти Светлые пасхальные дни Фонд «География Добра» запустил акцию «Пасха глазами детей». Его команда собрала трогательные рисунки учеников художественной школы в Костромской области и сделала на их основе душевные праздничные открытки. На сайте «Географии Добра» есть возможность выбрать любую из таких открыток, затем указать адрес доставки и внести благотворительный взнос. Таким образом вы сможете поделиться с близкими пасхальной радостью и совершить доброе дело. Собранные в рамках акции средства отправятся на помощь подопечной фонда – 11-летней Вике Дубровской из города Красноярска.
У Вики проблемы с двигательным развитием, поэтому любые движения даются ей непросто. Мало-помалу, с поддержкой родных и врачей, девочка проходит свой путь к полноценной жизни. Сегодня Вика делает шаги у опоры, учится в обычной школе и отлично плавает. Ещё будучи маленькой, она спокойно проплывала под водой расстояние в 12 метров!
Одно из любимых увлечений девочки – конструкторы. Только собирать детали у неё получается с трудом. У Вики плохо двигаются кисти рук и пальцы. Операция может всё исправить. После неё Вика будет не только более ловко управляться с конструктором, но ещё и самостоятельно чистить зубы, застёгивать пуговицы и крепко держаться за опору во время ходьбы. Операция дорогостоящая, поэтому Фонд «География Добра» помогает семье Вики собрать необходимую сумму.
Каждый может стать частью этого доброго дела. Присоединяйтесь к акции «Пасха глазами детей». Дарите близким пасхальные открытки и хорошее настроение и вносите свой вклад в помощь Вике из Красноярска. Узнайте об этом больше на сайте Фонда «География Добра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов