Имя Ирод в русском языке давно уже стало нарицательным. Иродом принято называть у нас человека жестокого, кровожадного. И не мудрено — истории известны три человека, носившие имя Ирод и печально прославившиеся как ужасные убийцы. Ирод Первый или Великий, правивший Палестиной на рубеже ветхозаветной и новозаветной эпох, из-за своего властолюбия уничтожил огромное количество вифлеемских младенцев в надежде погубить новорожденного Иисуса Христа. Сын Ирода Первого, Ирод Антипа, также вошел в историю как убийца — по его приказу был обезглавлен святой пророк Иоанн Креститель. Племянник Ирода Антипы и внук Ирода Первого также звался Иродом с добавлением имени Агриппа. Родился он примерно в 10 году до Рождества Христова — уже тогда, когда Палестина была оккупирована Римом. По тогдашнему обычаю Агриппа стал залогом лояльности своего деда по отношению к империи, а потому воспитывался не дома, а в столице при дворе императора. Там он познакомился с будущим правителем Рима, не менее одиозной личностью — Калигулой. С его помощью около 40 года Агриппа подобно Ироду Первому сумел сконцентрировать в своих руках власть над всей Палестиной, до того времени разделенной между четырьмя правителями. Агриппа желал укрепить свою власть над евреями, что было проблематично — ведь Ирод Агриппа по национальности был не евреем, а идумеем. (Идумеями назывался родственный евреям народ, который, однако, всегда с евреями враждовал. Идумеи даже участвовали в штурме Иерусалима под командованием вавилонского царя Навуходоносора Второго). Ироду Агриппе удалось получить поддержку иудейских вождей, убив одного из апостолов — Иакова Зеведеева. Упоминание об этом печальном событии мы находим в библейской книге Деяний святых апостолов:
12.1 В те дни царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 12.2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. 12.3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,– тогда были дни опресноков,– 12.4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. 12.5 Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. 12.6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. 12.7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. 12.8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. 12.9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. 12.10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. 12.11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Убив Иакова Зеведеева, Ирод Агриппа увидел, насколько это преступление было приятно иудейской общественности. Фарисеи и иные вожди иудеев горячо желали уничтожения христианства, которое они считали злостной ересью. Ирод Агриппа, видя радостную реакцию иудеев, решил уничтожить лидера апостольской общины — апостола Петра. Петр был заточен в тюрьму. Помня о том, как ранее ученики Христа чудесным образом покинули темницу, Агриппа приказал шестнадцати воинам, разбитым на четверки, постоянно сторожить Петра. Причем двое дополнительных охранников находились в камере вместе с апостолом, который был прикован к ним цепями. Но никакие ухищрения и дополнительные меры безопасности не могли помочь удержать апостола в тюрьме. Ночью в камере Петра появился ангел и, как говорится в тексте книги Деяний, толкнул спящего апостола в бок, разбудив его. Петр, увидев ангела, подумал, что видит сон. Ему казалось, что он вместе с ангелом беспрепятственно покидает сугубо охраняемую темницу в некоем видении. И только, оказавшись на улице, где ангел апостола покинул, Петр понял, что чудесное избавление случилось с ним на самом деле. О дальнейшей судьбе апостола Петра мы можем узнать также в книге Деяний святых апостолов.
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия








