Имя Ирод в русском языке давно уже стало нарицательным. Иродом принято называть у нас человека жестокого, кровожадного. И не мудрено — истории известны три человека, носившие имя Ирод и печально прославившиеся как ужасные убийцы. Ирод Первый или Великий, правивший Палестиной на рубеже ветхозаветной и новозаветной эпох, из-за своего властолюбия уничтожил огромное количество вифлеемских младенцев в надежде погубить новорожденного Иисуса Христа. Сын Ирода Первого, Ирод Антипа, также вошел в историю как убийца — по его приказу был обезглавлен святой пророк Иоанн Креститель. Племянник Ирода Антипы и внук Ирода Первого также звался Иродом с добавлением имени Агриппа. Родился он примерно в 10 году до Рождества Христова — уже тогда, когда Палестина была оккупирована Римом. По тогдашнему обычаю Агриппа стал залогом лояльности своего деда по отношению к империи, а потому воспитывался не дома, а в столице при дворе императора. Там он познакомился с будущим правителем Рима, не менее одиозной личностью — Калигулой. С его помощью около 40 года Агриппа подобно Ироду Первому сумел сконцентрировать в своих руках власть над всей Палестиной, до того времени разделенной между четырьмя правителями. Агриппа желал укрепить свою власть над евреями, что было проблематично — ведь Ирод Агриппа по национальности был не евреем, а идумеем. (Идумеями назывался родственный евреям народ, который, однако, всегда с евреями враждовал. Идумеи даже участвовали в штурме Иерусалима под командованием вавилонского царя Навуходоносора Второго). Ироду Агриппе удалось получить поддержку иудейских вождей, убив одного из апостолов — Иакова Зеведеева. Упоминание об этом печальном событии мы находим в библейской книге Деяний святых апостолов:
12.1 В те дни царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 12.2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. 12.3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,– тогда были дни опресноков,– 12.4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. 12.5 Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. 12.6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. 12.7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. 12.8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. 12.9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. 12.10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. 12.11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Убив Иакова Зеведеева, Ирод Агриппа увидел, насколько это преступление было приятно иудейской общественности. Фарисеи и иные вожди иудеев горячо желали уничтожения христианства, которое они считали злостной ересью. Ирод Агриппа, видя радостную реакцию иудеев, решил уничтожить лидера апостольской общины — апостола Петра. Петр был заточен в тюрьму. Помня о том, как ранее ученики Христа чудесным образом покинули темницу, Агриппа приказал шестнадцати воинам, разбитым на четверки, постоянно сторожить Петра. Причем двое дополнительных охранников находились в камере вместе с апостолом, который был прикован к ним цепями. Но никакие ухищрения и дополнительные меры безопасности не могли помочь удержать апостола в тюрьме. Ночью в камере Петра появился ангел и, как говорится в тексте книги Деяний, толкнул спящего апостола в бок, разбудив его. Петр, увидев ангела, подумал, что видит сон. Ему казалось, что он вместе с ангелом беспрепятственно покидает сугубо охраняемую темницу в некоем видении. И только, оказавшись на улице, где ангел апостола покинул, Петр понял, что чудесное избавление случилось с ним на самом деле. О дальнейшей судьбе апостола Петра мы можем узнать также в книге Деяний святых апостолов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.