В полуденный зной жизнь в Палестине замирала. Земледельцы уходили с полей и рыбаки оставляли лодки, чтобы укрыться от палящего солнца в домах и тенистых дворах. Странников, которых жара застала в пути, принимали под свою густую сень смоковницы, растущие вдоль дорог. Богатая крона инжирных деревьев дарила прохладу, а сладкие плоды утоляли голод. Неплохо здесь было подремать часок-другой.
Под одним из таких растений расположился израильтянин по имени Нафанаил. Друзья также часто называли его Варфоломеем, то есть, сыном Фоломея. Он совершил паломничество в Иерусалим и теперь возвращался в родную Галилею, в город Кану. Нафанаил напряжённо размышлял о том, что услышал в храме. Израильский народ тяготился языческой властью римлян и жаждал освобождения. Люди говорили, что близится пришествие Мессии — царя, который спасёт иудеев от римского владычества. Нафанаил горячо желал, чтобы это произошло. Он знал Священное Писание, и помнил чудеса, являемые Господом израильтянам в трудные моменты истории. Неужели на этот раз Богоставит свой народ? Размышления о Божественном промысле обратились горячей молитвой. «Господи, посети нас милостью Своей, приди Сам и спаси нас!», — с любовью и надеждой взывал Нафанаил. И вдруг радость волной ударила в грудь, сердце утешилось, словно в нем прозвучал ответ: «Иду!».
Не успел молящийся вытереть слезы, как его окликнул родственник из Вифсаиды, Филипп. С этим человеком Варфоломей совсем недавно обсуждал во дворе Иерусалимского храма пророчества о грядущем Спасителе. Сейчас Филипп был необычайно взволнован.
Апостол Филипп:
Нафанаил, мы нашли Того, о ком писали Моисей и пророки! Это Иисус, сын Иосифа из Назарета!
Нафанаил смотрел на Филиппа и какое-то время молчал. Жаждая прихода Мессии, он, однако, боялся обмануться, поверить какому-нибудь пройдохе, который объявит себя царём на волне общественных настроений. А жители Назарета не пользовались в народе особой любовью и доверием. Помолчав, Нафанаил произнес общеизвестную поговорку.
Апостол Нафанаил:
Из Назарета может ли быть что доброе?
Филипп понимал, что спорить не стоит. Сокрушить скепсис может только личный опыт. И он ответил кратким призывом.
Апостол Филипп:
Если ты мне не веришь — пойди и посмотри своими глазами.
Варфоломей вздохнул. Солнце еще было в зените, и выходить из-под сени смоковницы не хотелось. Однако израильтянин поднялся и отправился вслед за другом. Пришлось пройти немалое расстояние, прежде чем на горизонте показалась группа людей. Когда путники приблизились,один из них громко сказал, указывая на Варфоломея: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!»
Апостол Нафанаил:
Разве ты знаешь меня?
Варфоломей сосредоточенно всматривался в молодое благообразное лицо, силясь вспомнить, где он встречал этого человека. На что тот ответил: «Прежде, чем Филипп позвал тебя, я видел тебя под смоковницей!».
Мысли стремительно проносились в голове Варфоломея: «Под деревом я сидел совершенно один. Окрест не было ни души. Видеть и слышать меня мог только Бог, к которому я взывал. Так, значит...». Волна радости вновь хлынула в сердце — точь-в-точь как там, под смоковницей, когда Господь отозвался на призыв израильтянина придти и спасти свой народ. И Варфоломей воскликнул.
Апостол Нафанаил:
Учитель! Ты Сын Божий, Царь Израилев!
Встреча с Иисусом стала переломным моментом в жизни Варфоломея. Он оставил свой дом и отправился вслед за Учителем, став свидетелем Его чудес, ареста, Распятия и Воскресения. После Вознесения Христа апостол проповедовал Благую Весть в Малой Азии, Аравии, Эфиопии и Великой Армении. Каждая минутаего жизни была обращена к Тому, Кто некогда призрел на него, молящегося под смоковницей.
Апостол Нафанаил:
Господи, не оставь нас милостью Своей, спаси народ свой!
Просвещённый светом Святого Духа, Варфоломей постиг, что народ Божий — это не только израильтяне, много столетий ведомые Творцом к апогею своей истории, Рождению Мессии; что Христос — Спаситель не только для иудеев, но для каждого, кто уверует в Него и привьёт свою жизнь к Божьему Царству, где нет греха и смерти. И принимая мученическую смерть, до последнего своего дыхания Варфоломей свидетельствовал об этом.
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема