В ту ночь Марк долго не мог уснуть. Необъяснимая тревога заставила его подняться с постели и выйти во двор. Он набросил покрывало на плечи. «Подышу немного свежим воздухом – и сон будет крепче», - думал юноша. Но непонятное волнение лишь возрастало.
Со стороны Гефсиманского сада, к которому примыкал родительский дом Марка, были слышны голоса. Юноша вышел за ограду, стараясь ступать осторожно, чтобы не привлекать к себе внимание незнакомцев. «Что ж ты уснул, Симон? Не мог бодрствовать один час, когда Я просил тебя об этом» - донеслось из темноты. Голос как будто был знаком Марку...
Это был Иисус - проповедник, который несколько дней назад въехал в Иерусалим на молодом осленке. Тогда толпа приветствовала Его, люди пели «Осанну» и устилали дорогу пальмовыми ветвями. Марк знал, что учение этого Человека не нравится храмовым старейшинам и фарисеям. А вот мама, наоборот, говорила, что счастлива Та, что родила и воспитала Такого Сына.
И вот теперь Марк видел, как Этот Самый Иисусу пал на землю и молился в великой скорби. Он горячо повторял: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты». О какой чаше молит это страдающий Человек? – с ужасом думал Марк. Несмотря на то, что ночь была теплой, его бил озноб, он с головой закутался в покрывало, но все равно не мог согреться.
В это время в другой стороне сада показались огни. Иисус как будто не замечал, что приближаются люди. А спутники Его раскинулись на земле безмятежно – они так и не смогли побороть сон. Между тем, толпа со светильниками в руках была все ближе и ближе. Люди двигались крадучись, как будто старались, чтобы их не заметили. Несколько человек, которые шли впереди, остановились как раз напротив Марка, и он услышал приглушенный разговор.
Воин:
Да, теперь вижу. Все как ты сказал, Иуда – Иисус с учениками действительно здесь, на поляне Гефсиманского сада. Но как мы узнаем Его среди прочих? Старейшины сказали, что сегодня ночью Он непременно должен быть схвачен. А если мы по ошибке возьмем кого-то другого, удобный момент будет упущен. Скажи нам какие-то особые Его приметы, чтобы в темноте мы не перепутали Его ни с кем, и Он не смог скрыться.
Иуда:
Зачем приметы? Я сам подойду к Иисусу и поцелую Его. Тут вы Его и возьмете.
Воин:
Это ты хорошо придумал, Иуда. Иди, и сделай, как задумал.
Марк увидел, как человек, которого называли Иудой, приблизился к Иисусу. Спутники Проповедника к этому времени уже проснулись и стояли рядом с Ним. Не глядя ни на кого и не смущаясь, Иуда обнял Иисуса за плечи, произнес вполголоса: «Учитель, учитель» - и поцеловал Его.
Люди с мечами и кольями схватили Иисуса. Он не сопротивлялся, лишь возразил печально: «Каждый день бывал я с вами в храме, и вы не брали меня.Что ж сейчас вы вышли на меня с оружием, как на разбойника?». Один из учеников Проповедника, выхватив меч, отсек ухо рабу Первосвященника. Тогда стражники попытались схватить всех, кто был с Иисусом – и они разбежались.
Марк не знал, как ему быть. Страх подогревал пятки, заставляя убежать тоже. Но он не хотел, не мог покинуть человека, который несколько минут назад горячо молился, чтобы Его миновала горькая чаша, а теперь стоял перед толпой вооруженных людей одинокий и беззащитный, преданный одним учеником и оставленный другими. Марк двинулся вслед за процессией, которая вела Иисуса. И тут его заметили! «А это кто такой?», - один из стражников схватил юношу за плечо и резко потянул к себе. Покрывало, в которое был укутан Марк, осталось в руках воина. Не оставалось ничего, как только поспешно скрыться.
Позднее, когда Марк ближе познакомится с апостолами, всем сердцем примет учение Христа и уверится в Его Воскресении, он напишет Евангелие – рассказ о Спасителе. И в ткань текста войдет маленький эпизод – краткое упоминание о том, как некий юноша, завернувшись в ткань поверх нагого тела, следовал за арестованным Христом, но, утратив свое покрывало, был вынужден бежать. И хотя евангелист открыто не назвал этого молодого человека своим именем, исследователи сходятся во мнении, что изобразил он именно себя. Не в центре, а чуть в стороне от основного рассказа - словно оставил на полях книги отпечаток руки – в знак того, что его Свидетельство подлинное.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»