— Удивительно, Андрей Борисович. Я увидела здесь, в Ярославском художественном музее, картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» — и так захотелось домой, в Москву! Хотя, казалось бы, и моста этого в столице уже не существует, и город теперь совсем иной.
— Город меняется, что говорить! Как ностальгически вздыхал герой старого отечественного фильма: «Москва молодеет, я старею». Но всё-таки Васнецов в своей работе сумел ухватить узнаваемое качество столицы, над которым время как будто не властно. Я говорю про яркость, праздничность её архитектурного облика.
— То, что делает Москву сказочной. Когда смотришь на картину Васнецова, дух захватывает от панорамы с разноцветными шатрами, куполами, зубчатыми стенами Кремля. И восьмипролётный Всехсвятский мост, который дал полотну название, был органичной частью этого головокружительного вида.
— Не только вида, но и самой жизни старой Москвы. На мосту всегда было шумно и многолюдно. Здесь торговали всякой всячиной. В боковых арках мукомолы устраивали мельницы, у подножия работали бани.
— А по праздникам, судя по картине Васнецова, на Всехсвятском мосту проходили народные гулянья. Художник показал, как москвичей, одетых на старинный манер, веселят скоморохи. Это, наверное, Масленица?
— Верно! Видите, снег на картине выглядит влажным, осевшим. Таким он бывает в преддверии весны.
— Поразительное внимание к деталям у художника.
— Причём, он старался точно передать не только подробности погоды. Чтобы воссоздать на полотне утраченные фрагменты исторического облика Москвы, Аполлинарий Михайлович провёл настоящую научную работу.
— В буквальном смысле научную, или вы образно выразились?
— В самом что ни на есть буквальном. Полотно «Всехсвятский мост» — порождение не только художественного таланта, но и точной науки. Картина была написана в 1901 году, а запечатлённый на ней мост разобрали из-за ветхости на полвека раньше. Васнецов его даже в детстве не видел, художник родился, когда этот берег Москва-реки выглядел уже совсем иначе. Внешний вид моста и его окрестностей живописец восстанавливал по историческим документам, для этого он целые дни проводил в архивах и библиотеках.
— Достойно уважения!
— И восхищения! Аполлинарий Михайлович составлял чертежи, на которых чёрным цветом отмечал исчезнувшие постройки, а красным — сохранившиеся. Данные для этого он черпал не только в архивах, но и участвуя в археологических раскопках. Васнецов настолько погрузился в тему, что его включили в государственную комиссию по изучению старой Москвы и реставрации памятников.
— То есть, Аполлинарий Васнецов реализовал себя как историк.
— И как живописец! Взгляните на небо на картине «Всехсвятский мост». Какая богатая палитра, какое разнообразие оттенков, переливов!
— Это правда. Кажется, что облака движутся, настолько они живые.
— Аполлинарий Васнецов создал свой особый стиль — исторический пейзаж. И картина «Всехсвятский мост» — один из ярких его образцов. Документальная достоверность сочетается здесь с вдохновенным изображением природы. И в этом уникальном сочетании проявилось бережное, внимательное, трепетное отношение художника к родному краю, его любовь к Отчизне.
Картину Аполлинария Васнецова «Всехсвятский мост» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.