Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Хотите отправиться в путешествие во времени? Отчасти это возможно! Если взглянуть на картину Аполлинария Васнецова «Новгородский торг». Чтобы добиться достоверности, художник провел немало времени в архивах и библиотеках.
— Всю жизнь живу в Москве, а в мемориальной квартире Апполинария Васнецова оказалась впервые! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня сюда!
— Этот небольшой музей в Фурманном переулке — часть Третьяковской галереи, которую ты так любишь, Наташенька. Считай, что для тебя открылся ещё один её зал. Как в сказке бывает, когда герой вдруг обнаруживает дверь в потайную комнату.
— Похоже! Атмосфера здесь сказочная. И создают её художественные произведения Васнецова. Вот это, например, похоже на иллюстрацию пушкинских строк из сказки о царе Салтане: «Остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами».
— Да, картина «Новгородский торг 17-го века» навевает мысли о чудесах и волшебных историях. А между тем, её без малейшего преувеличения можно назвать научной работой.
— Научной работой?
— Именно так! Аполлинарий Михайлович создал её в 1909 году для просветительского проекта «Картины по русской истории». Издательство Иосифа Кнебеля выпустило тогда несколько брошюр по русским летописям. Очерки для них писал историк Сергей Князьков, а иллюстрации выполняли лучшие русские художники того времени.
— Но всё-таки, почему вы назвали картину научной работой? Так можно сказать про исторический очерк, а не про иллюстрацию к нему.
— Перед тем, как написать «Новгородский торг», Васнецов много времени провёл в архивах и библиотеках. Его картина даёт полное представление о жизни торгового Новгорода в семнадцатом веке.
— А объясните мне, пожалуйста, где тут что нарисовано?
— Смотри. На переднем плане — обширное пространство перед храмом Иоанна Предтечи. Вот он, белокаменный, с правой стороны. При этой церкви существовала самая уважаемая в городе артель купцов, она называлась Иванова сотня. Всякий, кто хотел вступить в неё, был обязан пожертвовать храму немалую сумму.
— А это что за строения вокруг храма?
— Общественные склады и амбары — и каменные, и деревянные. Возле них непременно стояли точные весы — большие, для крупного товара, и поменьше — для мелкого.
— И те, и другие Аполлинарий Васнецов изобразил на своей картине!
— Он был очень внимателен к деталям! Так, по одежде людей можно убедиться, что торговля в Великом Новгороде была международной. Художник представил в своей работе не только русских купцов, но и немецких, и голландских торговцев. Вот они, заморские гости — торгуются с продавцом лисьего меха.
— А прибыли иностранцы в Новгород, наверное, на одном из тех кораблей, что стоят на реке за торговыми рядами?
— Именно так. Хорошо, что ты обратила внимание на задний план картины, он тоже очень содержательный. Мы видим здесь мост через реку Волхов. Можно заметить, что он стоит на клетях — особых деревянных срубах, наполненных камнями. Мост соединяет торговую сторону города с Софийской, на которой расположен знаменитый новгородский собор святой Софии.
— И Кремль!
— Да, и Кремль. К его мощным стенам от моста ведут деревянные ряды-балаганы, где торговали всякой мелочью. А на башне над входом в город красуются часы — редкость в семнадцатом веке, новгородцы ими очень дорожили.
— Удивительная работа Апполинария Васнецова! Внешне похожа на сказку, а по содержанию — на страницу энциклопедии.
— Потому и экспонируется картина «Новгородский торг» в Историческом музее. С её помощью так легко усвоить летописные сведения об истории нашего Отечества!
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам…
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда…
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества,…
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина. В пасхальный вечер мы говорили о традициях…
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете…
This website uses cookies.