Масленицу, то есть период народных гуляний перед началом Великого поста, самого строгого поста Православной Церкви, принято отмечать не только в России. Оказывается, масленица есть и на Кипре. Называется она там – «апокрией».
В России масленица длится неделю. На Кипре же праздничный период перед постом составляет целых десять дней. Всё это время на острове бушует народный карнавал, музыка и шум барабанов слышны там повсюду!
Киприоты очень любят свою масленицу, поэтому ко времени апокрии они тщательно готовятся – шьют красочные костюмы, в которых будут петь и танцевать потом на улицах. Особенно славится народный карнавал в городе Лимассоле, который является законодателем кипрской карнавальной моды.
Во время апокрии на Кипре принято ходить в гости. Ведь кипрская масленица – время вечерних посиделок. Если в другое время киприоты могут ещё подумать - пойти в гости и посидеть дома, то во время апокрии они стремятся и сами сходить в гости, и принять у себя дома максимальное количество родственников и друзей.
Первый день апокрии, четверг, называется «ароматным». Начиная с него и до ближайшего воскресенья на столах присутствуют почти только блюда из мяса – его преимущественно готовят на гриле. Прямо на улицах стоят жаровни, от которых идёт сильный аромат мяса, готовящегося на углях. Кроме того, киприотки в эти дни любят делать особые пельмени - «бурекья» с мясной начинкой.
В течение семи последних дней перед началом Великого поста киприоты активно едят молочные продукты, особенно сыры. Согласно церковным правилам мясо есть уже не полагается.
Сыр в эти дни на Кипре можно увидеть практически повсюду. Его также жарят на гриле, с ним запекают пирожки. Упомянутые «бурекья» тоже делают с сыром. Последний день апокрии перед наступлением поста так и называется у киприотов - «тирофагос», в переводе «поедатель сыра».
В этот день организовывается самое большое застолье. Ведь нужно доесть всю непостную пищу, чтобы ничего из неё не осталось на пост. В последний день апокрии наступает время завершающего этапа карнавала. По городам движутся наиболее красочные и шумные праздничные шествия. Киприоты прощаются с апокрией на самой мажорной ноте, прекрасно понимая, что совсем скоро наступит Великий пост – время серьёзного духовного испытания.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами об апокрии - кипрской масленице.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»