Получившие всемирную известность — братья Антон и Николай Рубинштейны — заложили основы отечественного музыкального образования.
Уже в 14 лет старший брат Антон объездил с концертами всю Европу. Младший брат Николай с 7 лет начал концертировать вместе с Антоном. Летом 1858 года у братьев созрела идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного». И уже в 1859 году на Неве возникло Русское музыкальное общество с музыкальными классами при нём. В 1862 году Антон Рубинштейн в Санкт-Петербурге открыл первую в России консерваторию, одним из первых выпускников которой стал Пётр Ильич Чайковский. Николай же в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем.
Как описал жизненный принцип братьев Рубинштейн композитор Пётр Чайковский?

Трудно представить, что ещё сравнительно недавно, в середине XIX века, в России не существовало ни музыкальных школ, ни училищ, ни консерваторий. Постичь нотную премудрость и развить музыкальные способности можно было лишь с помощью частных уроков либо в музыкальных учебных заведениях за рубежом. Всё изменили братья Рубинштейны — Антон и Николай, знаменитые пианисты и композиторы. Они посвятили свою жизнь распространению музыкальной культуры в России и заложили основы отечественного музыкального образования.
Братья всегда жили в мире музыки. Их матушка, Калерия Христофоровна, сама прекрасно играла на фортепиано и с детства обучала этому мастерству сыновей. Старший, Антон, уже в десять лет дал первый сольный концерт в Летнем театре московского Петровского парка при большом стечении публики. А в 14 лет пианист-вундеркинд объездил с концертами всю Европу, откуда привёз блестящую рекомендацию самого Ференца Листа: прославленный композитор назвал Антона Рубинштейна своим наследником в искусстве. Не отставал от старшего брата и младший — Николай. В 4 года он уже прекрасно играл, с семи лет концертировал вместе с Антоном. Об одном из их совместных концертов оставил воспоминание Афанасий Фет: «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу, — писал поэт, — потом им дали конфет, фруктов и игрушек». О музыкальном таланте юного Николая Рубинштейна высоко отзывался один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Одоевский: «Положите ему какую угодно музыку — он читает её, как газету», — говорил князь.
Летом 1858 года братья вместе с другими членами семьи собрались на даче в подмосковном селе Богородском. За музицированием и разговорами о творчестве у Антона и Николая, уже повзрослевших и знаменитых, возникла идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного».
Антон в 1859 году, заручившись поддержкой великой княгини Елены Павловны, основал в городе на Неве Русское музыкальное общество, а при нём — музыкальные классы. Постепенно отделения общества стали появляться и в других городах России — Воронеже, Саратове, Пскове, Харькове. Это был большой шаг в деле популяризации классической музыки. Однако Антон Григорьевич пошёл ещё дальше: в 1862 году в Санкт-Петербурге он открыл первую в России консерваторию — высшее музыкальное учебное заведение. В проект он вложил собственные средства, помогли и благотворители. На торжественной церемонии открытия Антон Рубинштейн напутствовал своих первых студентов словами о том, что они должны выйти из стен консерватории истинными художниками, чтобы талантом и творчеством принести пользу своему Отечеству. Одним из первых выпускников Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский.
Взяв на вооружение организаторский опыт старшего брата, Николай в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем. Кстати, он очень поддерживал Чайковского, тогда — бедного студента, оплачивал ему съёмную квартиру. Увидев однажды, в какой ветхой одежде ходит будущий великий композитор, Николай Григорьевич купил ему пальто и костюм. Николай Рубинштейн дал более 250 концертов, сборы с которых направлял в пользу Красного Креста, в помощь ветеранам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. А в народе о нём даже сложили стихи: «Он не смотрел на званье, чин и лица, \ Чужих заслуг не унижал, \ Бессребреником жил, как Божья птица, \ Презренный не копил металл».
О том, как щедро помогал ближним Антон Григорьевич Рубинштейн, вспоминал музыкальный критик Пётр Оссовский: «По приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал», — писал он. Последним выступлением Антона Рубинштейна стал концерт в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году. Жизненный принцип братьев Рубинштейн сформулировал однажды Чайковский, композитор называл их людьми, забывающими себя ради любимого дела.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.