Получившие всемирную известность — братья Антон и Николай Рубинштейны — заложили основы отечественного музыкального образования.
Уже в 14 лет старший брат Антон объездил с концертами всю Европу. Младший брат Николай с 7 лет начал концертировать вместе с Антоном. Летом 1858 года у братьев созрела идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного». И уже в 1859 году на Неве возникло Русское музыкальное общество с музыкальными классами при нём. В 1862 году Антон Рубинштейн в Санкт-Петербурге открыл первую в России консерваторию, одним из первых выпускников которой стал Пётр Ильич Чайковский. Николай же в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем.
Как описал жизненный принцип братьев Рубинштейн композитор Пётр Чайковский?

Трудно представить, что ещё сравнительно недавно, в середине XIX века, в России не существовало ни музыкальных школ, ни училищ, ни консерваторий. Постичь нотную премудрость и развить музыкальные способности можно было лишь с помощью частных уроков либо в музыкальных учебных заведениях за рубежом. Всё изменили братья Рубинштейны — Антон и Николай, знаменитые пианисты и композиторы. Они посвятили свою жизнь распространению музыкальной культуры в России и заложили основы отечественного музыкального образования.
Братья всегда жили в мире музыки. Их матушка, Калерия Христофоровна, сама прекрасно играла на фортепиано и с детства обучала этому мастерству сыновей. Старший, Антон, уже в десять лет дал первый сольный концерт в Летнем театре московского Петровского парка при большом стечении публики. А в 14 лет пианист-вундеркинд объездил с концертами всю Европу, откуда привёз блестящую рекомендацию самого Ференца Листа: прославленный композитор назвал Антона Рубинштейна своим наследником в искусстве. Не отставал от старшего брата и младший — Николай. В 4 года он уже прекрасно играл, с семи лет концертировал вместе с Антоном. Об одном из их совместных концертов оставил воспоминание Афанасий Фет: «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу, — писал поэт, — потом им дали конфет, фруктов и игрушек». О музыкальном таланте юного Николая Рубинштейна высоко отзывался один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Одоевский: «Положите ему какую угодно музыку — он читает её, как газету», — говорил князь.
Летом 1858 года братья вместе с другими членами семьи собрались на даче в подмосковном селе Богородском. За музицированием и разговорами о творчестве у Антона и Николая, уже повзрослевших и знаменитых, возникла идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного».
Антон в 1859 году, заручившись поддержкой великой княгини Елены Павловны, основал в городе на Неве Русское музыкальное общество, а при нём — музыкальные классы. Постепенно отделения общества стали появляться и в других городах России — Воронеже, Саратове, Пскове, Харькове. Это был большой шаг в деле популяризации классической музыки. Однако Антон Григорьевич пошёл ещё дальше: в 1862 году в Санкт-Петербурге он открыл первую в России консерваторию — высшее музыкальное учебное заведение. В проект он вложил собственные средства, помогли и благотворители. На торжественной церемонии открытия Антон Рубинштейн напутствовал своих первых студентов словами о том, что они должны выйти из стен консерватории истинными художниками, чтобы талантом и творчеством принести пользу своему Отечеству. Одним из первых выпускников Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский.
Взяв на вооружение организаторский опыт старшего брата, Николай в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем. Кстати, он очень поддерживал Чайковского, тогда — бедного студента, оплачивал ему съёмную квартиру. Увидев однажды, в какой ветхой одежде ходит будущий великий композитор, Николай Григорьевич купил ему пальто и костюм. Николай Рубинштейн дал более 250 концертов, сборы с которых направлял в пользу Красного Креста, в помощь ветеранам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. А в народе о нём даже сложили стихи: «Он не смотрел на званье, чин и лица, \ Чужих заслуг не унижал, \ Бессребреником жил, как Божья птица, \ Презренный не копил металл».
О том, как щедро помогал ближним Антон Григорьевич Рубинштейн, вспоминал музыкальный критик Пётр Оссовский: «По приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал», — писал он. Последним выступлением Антона Рубинштейна стал концерт в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году. Жизненный принцип братьев Рубинштейн сформулировал однажды Чайковский, композитор называл их людьми, забывающими себя ради любимого дела.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







