Получившие всемирную известность — братья Антон и Николай Рубинштейны — заложили основы отечественного музыкального образования.
Уже в 14 лет старший брат Антон объездил с концертами всю Европу. Младший брат Николай с 7 лет начал концертировать вместе с Антоном. Летом 1858 года у братьев созрела идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного». И уже в 1859 году на Неве возникло Русское музыкальное общество с музыкальными классами при нём. В 1862 году Антон Рубинштейн в Санкт-Петербурге открыл первую в России консерваторию, одним из первых выпускников которой стал Пётр Ильич Чайковский. Николай же в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем.
Как описал жизненный принцип братьев Рубинштейн композитор Пётр Чайковский?

Трудно представить, что ещё сравнительно недавно, в середине XIX века, в России не существовало ни музыкальных школ, ни училищ, ни консерваторий. Постичь нотную премудрость и развить музыкальные способности можно было лишь с помощью частных уроков либо в музыкальных учебных заведениях за рубежом. Всё изменили братья Рубинштейны — Антон и Николай, знаменитые пианисты и композиторы. Они посвятили свою жизнь распространению музыкальной культуры в России и заложили основы отечественного музыкального образования.
Братья всегда жили в мире музыки. Их матушка, Калерия Христофоровна, сама прекрасно играла на фортепиано и с детства обучала этому мастерству сыновей. Старший, Антон, уже в десять лет дал первый сольный концерт в Летнем театре московского Петровского парка при большом стечении публики. А в 14 лет пианист-вундеркинд объездил с концертами всю Европу, откуда привёз блестящую рекомендацию самого Ференца Листа: прославленный композитор назвал Антона Рубинштейна своим наследником в искусстве. Не отставал от старшего брата и младший — Николай. В 4 года он уже прекрасно играл, с семи лет концертировал вместе с Антоном. Об одном из их совместных концертов оставил воспоминание Афанасий Фет: «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу, — писал поэт, — потом им дали конфет, фруктов и игрушек». О музыкальном таланте юного Николая Рубинштейна высоко отзывался один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Одоевский: «Положите ему какую угодно музыку — он читает её, как газету», — говорил князь.
Летом 1858 года братья вместе с другими членами семьи собрались на даче в подмосковном селе Богородском. За музицированием и разговорами о творчестве у Антона и Николая, уже повзрослевших и знаменитых, возникла идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного».
Антон в 1859 году, заручившись поддержкой великой княгини Елены Павловны, основал в городе на Неве Русское музыкальное общество, а при нём — музыкальные классы. Постепенно отделения общества стали появляться и в других городах России — Воронеже, Саратове, Пскове, Харькове. Это был большой шаг в деле популяризации классической музыки. Однако Антон Григорьевич пошёл ещё дальше: в 1862 году в Санкт-Петербурге он открыл первую в России консерваторию — высшее музыкальное учебное заведение. В проект он вложил собственные средства, помогли и благотворители. На торжественной церемонии открытия Антон Рубинштейн напутствовал своих первых студентов словами о том, что они должны выйти из стен консерватории истинными художниками, чтобы талантом и творчеством принести пользу своему Отечеству. Одним из первых выпускников Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский.
Взяв на вооружение организаторский опыт старшего брата, Николай в 1866 году открыл Московскую консерваторию и стал её первым руководителем. Кстати, он очень поддерживал Чайковского, тогда — бедного студента, оплачивал ему съёмную квартиру. Увидев однажды, в какой ветхой одежде ходит будущий великий композитор, Николай Григорьевич купил ему пальто и костюм. Николай Рубинштейн дал более 250 концертов, сборы с которых направлял в пользу Красного Креста, в помощь ветеранам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. А в народе о нём даже сложили стихи: «Он не смотрел на званье, чин и лица, \ Чужих заслуг не унижал, \ Бессребреником жил, как Божья птица, \ Презренный не копил металл».
О том, как щедро помогал ближним Антон Григорьевич Рубинштейн, вспоминал музыкальный критик Пётр Оссовский: «По приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал», — писал он. Последним выступлением Антона Рубинштейна стал концерт в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году. Жизненный принцип братьев Рубинштейн сформулировал однажды Чайковский, композитор называл их людьми, забывающими себя ради любимого дела.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер