
Трудно представить, что ещё сравнительно недавно, в середине XIX-го века, в России не существовало ни музыкальных школ, ни училищ, ни консерваторий. Постичь нотную премудрость и развить музыкальные способности можно было лишь с помощью частных уроков, либо в музыкальных учебных заведениях за рубежом. Всё изменили братья Рубинштейн — Антон и Николай, знаменитые пианисты и композиторы. Они посвятили свою жизнь распространению музыкальной культуры в России и заложили основы отечественного музыкального образования.
Братья всегда жили в мире музыки. Их матушка, Калерия Христофоровна, сама прекрасно играла на фортепиано, и с детства обучала этому мастерству сыновей. Старший, Антон, уже в десять лет дал первый сольный концерт — в Летнем театре московского Петровского парка, при большом стечении публики. А в 14 лет пианист-вундеркинд объехал с концертами всю Европу, откуда привёз блестящую рекомендацию самого Ференца Листа — прославленный композитор назвал Антона Рубинштейна своим наследником в искусстве. Не отставал от старшего брата и младший, Николай. В 4 года он уже прекрасно играл; с семи лет концертировал вместе с Антоном. Об одном из их совместных концертов оставил воспоминание Афанасий Фет. «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу, — писал поэт. — Потом им дали конфет, фруктов и игрушек». О музыкальном таланте юного Николая Рубинштейна высоко отзывался один из основоположников русского музыкознания, князь Владимир Одоевский. «Положите ему какую угодно музыку — он читает её, как газеты», — говорил князь.
Летом 1858 года братья вместе с другими членами семьи собрались на даче в подмосковном селе Богородское. За музицированием и разговорами о творчестве у Антона и Николая, уже повзрослевших и знаменитых, возникла идея создания в России общества, которое, как они сами сформулировали, должно способствовать «распространению музыки и развитию вкуса к этому искусству путём концертов, конкурсов, поощрений и тому подобного».
Антон в 1859-м году, заручившись поддержкой великой княгини Елены Павловны, основал в городе на Неве Русское музыкальное общество, а при нём — музыкальные классы. Постепенно отделения Общества стали появляться и в других городах России — Воронеже, Саратове, Пскове, Харькове. Это был большой шаг в деле популяризации классической музыки. Однако Антон Григорьевич пошёл ещё дальше: в 1862 году в Санкт-Петербурге он открыл первую в России консерваторию — высшее музыкальное учебное заведение. В проект он вложил собственные средства, помогли и благотворители. На торжественной церемонии открытия Антон Рубинштейн напутствовал своих первых студентов словами о том, что они должны выйти из стен консерватории истинными художниками, чтобы талантом и творчеством принести пользу своему Отечеству. Одним из первых выпускников Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский.
Взяв на вооружение организаторский опыт старшего брата, Николай в 1866 году открыл Московскую консерваторию, и стал её первым руководителем. Кстати, он очень поддерживал Чайковского, тогда — бедного студента. Оплачивал ему съёмную квартиру. Увидев однажды, в какой ветхой одежде ходит будущий великий композитор, Николай Григорьевич купил ему пальто и костюм. Николай Рубинштейн дал более 250-ти концертов, сборы с которых направлял в пользу Красного креста, в помощь ветеранам Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов. А в народе о нём даже сложили стихи: «Он не смотрел на званье, чин и лица \ Чужих заслуг не унижал \ Бессребреником жил, как Божья птица \ Презренный не копил металл».
О том, как щедро помогал ближним Антон Григорьевич Рубинштейн, вспоминал музыкальный критик Пётр Оссовский. «По приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал», — писал он. Последним выступлением Антона Рубинштейна стал концерт в пользу слепых в Санкт-Петербурге, в 1893 году. Жизненный принцип братьев Рубинштейн сформулировал однажды Чайковский. Композитор называл их людьми, забывающими себя ради любимого дела.
Все выпуски программы Жизнь как служение
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О доброделании

В 7-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».
О доброделании — священник Алексей Дудин.
Желание добра есть в сердце каждого человека. Каждый человек хочет делать то, за что он получит поддержку, похвалу. Он хочет сделать то, чему будет радоваться его сердце. Но не каждый раз у человека это получается. Когда-то ему мешает лень, когда-то ему мешает страсть гордости или страсть гнева.
И человек, зная, как нужно поступить, тем не менее,поступает противоположным образом. Это нужно преодолевать, зная о том, что мы с вами призваны к тому, чтобы наследовать Царство Небесное через понуждение себя. «Царство Небесное нудится», — сказал Господь. Если человек не использует волевого усилия, если он не стремится победить свою страсть, он никогда не сможет сделать то, что нужно. Он всегда будет делать только то, что ему хочется, только то, что ему легче.
Поэтому в этом и заключается смысл и борьба нашего каждого дня и каждого часа, чтобы сделать не то, что хочется тебе, а то, что угодно Богу и нужно людям.
Все выпуски программы Актуальная тема