Иногда нашу судьбу может изменить малейшее происшествие, на которое мы сами не обращаем внимание. И только спустя годы, думая о нём, мы понимаем: вот где случился тот счастливый поворот…
Антону Деникину было 20 лет, когда его произвели в подпоручики и отправили служить в артиллерийский полк возле Беловежской Пущи. Офицерам там почти нечем было заниматься, и они частенько скучали. В один из дней кто-то из них предложил развлечься – устроить охоту на кабанов. Молодой и бравый подпоручик Деникин, конечно, не отказался разогнать скуку вместе с друзьями.
Охота была в самом разгаре – офицеров вел налоговый инспектор Василий Чиж, известный среди местных как хороший охотник. Погнавшись за матёрым вепрем, мужчины разделились. Ступая по влажному вековому лесу, Антон не заметил, как отдалился от товарищей. Он был уверен, что находится к зверю ближе всех, потому что слышал его рёв. Однако откуда-то сбоку неожиданно раздались и человеческие крики. Взяв ружьё наперевес, Деникин поспешил туда. Скоро он увидел кабана – а вместе с ним и Василия Чижа, которого обозлённое животное загнало на дерево. Парой метких выстрелов Антон убил кабана и помог незадачливому проводнику спуститься. В знак благодарности Василий пригласил своего спасителя на крестины - у инспектора недавно родилась дочь Ксения. Антон, предчувствуя весёлый праздник, с радостью согласился. В тот день ни один из мужчин и подумать не мог, что спустя годы Ксения станет верной и единственной женой Деникина.
Антон стал другом семьи Чиж. Он прикипел сердцем к девочке, дочери Василия, которую воспитывали на его глазах. А когда приехал к ней на её совершеннолетие, то увидел, что девочка превратилась в красивую и умную волевую женщину. Понимая, что между ними огромная разница в возрасте, Деникин ухаживал очень осторожно. Но Ксения, конечно же, замечала все знаки его внимания.
Она не могла не оценить, что «дядя Антон» всегда оказывался рядом, когда ей требовался совет или поддержка. И в отличие от многих взрослых людей, которые диктуют свое мнение молодёжи, Деникин никогда ничего не навязывал Ксении. Он охранял ее, поправлял, помогал, уважал ее волю, и девушка с ним чувствовала себя, как за каменной стеной. И скоро Ксения поняла, что Антон дорог ей не просто как старый друг семьи.
Когда грянула Первая мировая война, Деникин уехал на фронт. С Ксенией они обменивались письмами, и их переписка становилась всё романтичнее. На короткой встрече в 1916 году они решили венчаться – как только закончится война. Но сразу после неё в России началась революция, и Деникина, сторонника единой Российской империи, арестовали. Несколько месяцев он сидел в тюрьме, ожидая расправы. Невеста в это время постоянно его навещала и поддерживала, чтобы возлюбленный даже не думал сдаваться.
Вскоре Деникину удалось сбежать из тюрьмы. Он сразу же возглавил белые войска, но Ксению это не смутило. Она понимала, что её возлюбленного могут убить – и тем сильнее стремилась к нему. Девушка заторопилась присоединиться к Деникину и приехала к нему в армию. Их отношения оставались чистыми и целомудренными, несмотря на всю грязь, которая их окружала.
Ксения и Антон поженились в 1917 году, в самом начале Гражданской войны. Медового месяца у них не было – белого генерала ждали сражения. Ксения не огорчилась, она только горячо молилась о том, чтобы её муж остался жив.
Молитва была услышана. Белое движение потерпело полную неудачу, но Деникин выжил и сумел бежать. Забрав жену и дочь Марину, он покинул Россию и уехал сначала в Константинополь, а затем, как и многие белые эмигранты, в Париж.
Деникин больше не возвращался к военной деятельности, бывший генерал полностью посвятил себя семье. Вместе с верной Ксенией они воспитывали дочь, писали книги воспоминаний – жили мирной жизнью, которой Деникину так не хватало раньше.
С Ксенией Деникин не разлучался до самой смерти. Их брак, заключенный в сумятице мировой и гражданской войн, оказался на редкость крепким. Неурядицы только закалили любовь Антона и Ксении Деникиных, которая выдержала все жестокие удары судьбы и выросла в сильное чувство.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер