«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!». Эти строки написал автор «Каштанки», «Дамы с собачкой», «Вишнёвого сада». Человек уникальной порядочности и доброты – Антон Павлович Чехов, главным словом в жизни которого было слово «помогать».
Ему часто приходилось переезжать с места на место. Но где бы Чехов ни жил, он всегда выручал тех, кого проще всего обидеть – бедных и больных. Ради них Антон Павлович мог надолго бросить недописанную повесть. Проблемы живых людей были важнее, чем все литературные персонажи. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», - считал Чехов.
Так он уехал на Сахалин, климат которого был губителен для его здоровья. «Сенсационная новость, - писали в январе 1890 года газеты. - Чехов предпринимает путешествие с целью изучения быта каторжников». В то время Сахалин был малоизученной территорией. Никто не знал даже, сколько человек находится на острове. Чехов занялся переписью населения и всего за три месяца составил десять тысяч статистических карточек. Антона Павловича интересовало, как живут каторжники, он изучал состояние тюрем, общался с начальниками. Произвол чиновников возмутил писателя. Его впечатления вошли в книгу «Остров Сахалин». Она оказалась такой пронзительной, что «местом невыносимых страданий», как назвал Сахалин Антон Павлович, наконец, заинтересовались власти. А Чехов с работой переписчика на этом не покончил. Когда стартовала Всеобщая перепись населения Российской империи, он бесплатно предложил свои услуги. И за труды был даже награждён медалью.
В 1892 году, когда в стране из-за сильнейшей засухи начался голод, Антон Павлович объявил сбор пожертвований и сам ездил в Нижегородскую и Воронежскую губернии раздавать продовольствие. В одну из таких поездок Чехов едва не погиб, переезжая ночью в мороз из одной деревни в другую.
Вслед за голодом случилась вспышка холеры. У Антона Павловича и без того была обширная врачебная практика. В имение к «бесплатному доктору», как его называли, стекались тысячи людей. А он не только лечил всех, но ещё и раздавал лекарства. С началом эпидемии Чехов забыл об усталости, он один обслуживал 25 деревень. Когда опасность миновала, писатель на свои средства выстроил три школы для деревенских ребят. А скольким людям он помогал тайно: оплачивал обучение в гимназии детей бедняков, выдавал крестьянам деньги, чтобы они оплатили строительство дорог.
Антон Павлович родился в Таганроге. Там он открыл общественную библиотеку и подарил ей две тысячи книг из своего собрания. Издания были дорогими, многие с автографами авторов. Кроме того, Чехов прислал библиотеке целую галерею портретов знаменитых писателей и покупал книги ящиками, чтобы пополнять фонды. То, что город украсил великолепный памятник Петру Первому, тоже заслуга Чехова. Он убедил скульптора Антокольского подарить своё произведение Таганрогу и сам организовал бесплатную доставку монумента морем из Марселя.
Переехав в Ялту из-за туберкулёза, Чехов помогал тем, кто страдал от той же болезни. Многие приезжали на курорт совсем без денег, зная о том, что Антон Павлович устроит им и жильё, и лечение. Понимая, что один он ничего не сделает, Чехов разместил в местной газете воззвание, в котором просил откликнуться всех, кто может и хочет помочь больным людям.
В рассказе «Крыжовник» Чехов писал, что за дверью каждого довольного человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминать стуком, что на свете есть несчастные. Самому Антону Павловичу молоточек не требовался. Ведь даже одним из его последних желаний было распоряжение передать гонорары за книги на нужды народного образования. А своё завещание к сестре Чехов завершил словами: «Помогай бедным».
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица