
Фото: Evgeni Adutskevich/Unsplash
Вырицкий купец Антип Харитонович Ефремов вернулся домой непривычно рано: ещё было светло. Медленно прошёлся по просторным комнатам, с удовольствием оглядел массивную дубовую резную мебель. Вдруг он увидел в своём кабинете свет. Кто бы это мог быть? Он осторожно заглянул в дверь: его старший шестилетний сын Ванятка, утонув в огромном кожаном кресле, с упоением читал огромную книгу. Антип Харитонович прищурился, чтобы разглядеть название: «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, отличный выбор! Стараясь не мешать, Ефремов на цыпочках отошёл от своего кабинета. Антипа Харитоновича всегда радовала тяга сына к знаниям, и в этот момент ему пришла в голову светлая идея. Почему бы не построить в Вырице школу, в которой Ваня мог бы учиться? Хотя Антип Ефремов был человеком состоятельным и вполне мог позволить себе обучать своих детей в Петербурге или даже за границей. Но гораздо больше по душе ему было создание школы для всех вырицких ребят.
Антип Ефремов родился в семье простых крестьян-староверов, и нелегко было крестьянскому сыну выбиться в люди. Однако всю свою невероятную энергию и незаурядный ум Антип Харитонович вложил в решение этой задачи и весьма преуспел. Связав свою судьбу с лесом, Ефремов арендовал под Вырицей лесопилку, занялся заготовкой и продажей леса и вскоре стал очень крупным лесоторговцем. Казалось бы, он достиг того, о чём мечтал. Но купец не желал успокаиваться на достигнутом. После того, как Ефремов обустроил свою жизнь, ему захотелось обустроить её вокруг себя: с завидной энергией Антип Харитонович начал благоустраивать Вырицу.
На средства Ефремова здесь построили начальную школу: вскоре в ней уже учились тридцать две девочки и тридцать два мальчика. В скором времени Антип Харитонович пожертвовал пять десятин земли и собственную контору для открытия средней школы. Дело решилось в рекордно короткий срок: уже девятнадцатого сентября тысяча девятьсот десятого года, после молебна, Вырицкую среднюю школу объявили открытой. Кроме общеобразовательных предметов здесь преподавали бухгалтерское дело и товароведение.

Казанский храма в п. Вырица.
Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Завершив строительство школы, Антип Харитонович сразу же задумал новый проект. Вырица была очень популярна у жителей Петербурга как место для отдыха: всё новые и новые дачи вырастали вокруг. Некоторые горожане жили на свежем вырицком воздухе по полгода; всё больше чувствовалась необходимость в строительстве собственного храма. Тогда Ефремов заказал проект новой деревянной церкви инженеру Котовичу. Вскоре она была построена и освящена во имя первоверховных святых апостолов Петра и Павла. Также Ефремов поучаствовал в строительстве храма в активно застраиваемом посёлке Княжеская Долина (это западная часть современной Вырицы). Красивейшая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была возведена здесь в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Именно в этом храме потом служил великий подвижник двадцатого века — преподобный Серафим Вырицкий.
Сын Антипа Харитоновича, известный советский писатель-фантаст Иван Ефремов, унаследовал милосердное сердце отца — он не мог пройти мимо чужой беды. Его жена говорила: «Главное, что в нём было и что руководило всеми поступками, — это доброта. В нашем доме всегда было очень много людей, и он помогал всем буквально, чем мог, в том числе и деньгами. Помогал даже осуждённым, хотя это и было опасно».
Жители Вырицы не забывают о своих милосердных земляках. Второго октября две тысячи четвёртого года в Вырицкой поселковой библиотеке открылся музей. Его экспозиция посвящена выдающемуся писателю и ученому Ивану Ефремову. Есть в музее и зал, посвящённый отцу Ивана, — благотворителю Антипу Харитоновичу. Библиотека располагается в здании бывшей торговой школы, построенной на средства Антипа Ефремова.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема