
Фото: Evgeni Adutskevich/Unsplash
Вырицкий купец Антип Харитонович Ефремов вернулся домой непривычно рано: ещё было светло. Медленно прошёлся по просторным комнатам, с удовольствием оглядел массивную дубовую резную мебель. Вдруг он увидел в своём кабинете свет. Кто бы это мог быть? Он осторожно заглянул в дверь: его старший шестилетний сын Ванятка, утонув в огромном кожаном кресле, с упоением читал огромную книгу. Антип Харитонович прищурился, чтобы разглядеть название: «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, отличный выбор! Стараясь не мешать, Ефремов на цыпочках отошёл от своего кабинета. Антипа Харитоновича всегда радовала тяга сына к знаниям, и в этот момент ему пришла в голову светлая идея. Почему бы не построить в Вырице школу, в которой Ваня мог бы учиться? Хотя Антип Ефремов был человеком состоятельным и вполне мог позволить себе обучать своих детей в Петербурге или даже за границей. Но гораздо больше по душе ему было создание школы для всех вырицких ребят.
Антип Ефремов родился в семье простых крестьян-староверов, и нелегко было крестьянскому сыну выбиться в люди. Однако всю свою невероятную энергию и незаурядный ум Антип Харитонович вложил в решение этой задачи и весьма преуспел. Связав свою судьбу с лесом, Ефремов арендовал под Вырицей лесопилку, занялся заготовкой и продажей леса и вскоре стал очень крупным лесоторговцем. Казалось бы, он достиг того, о чём мечтал. Но купец не желал успокаиваться на достигнутом. После того, как Ефремов обустроил свою жизнь, ему захотелось обустроить её вокруг себя: с завидной энергией Антип Харитонович начал благоустраивать Вырицу.
На средства Ефремова здесь построили начальную школу: вскоре в ней уже учились тридцать две девочки и тридцать два мальчика. В скором времени Антип Харитонович пожертвовал пять десятин земли и собственную контору для открытия средней школы. Дело решилось в рекордно короткий срок: уже девятнадцатого сентября тысяча девятьсот десятого года, после молебна, Вырицкую среднюю школу объявили открытой. Кроме общеобразовательных предметов здесь преподавали бухгалтерское дело и товароведение.

Казанский храма в п. Вырица.
Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Завершив строительство школы, Антип Харитонович сразу же задумал новый проект. Вырица была очень популярна у жителей Петербурга как место для отдыха: всё новые и новые дачи вырастали вокруг. Некоторые горожане жили на свежем вырицком воздухе по полгода; всё больше чувствовалась необходимость в строительстве собственного храма. Тогда Ефремов заказал проект новой деревянной церкви инженеру Котовичу. Вскоре она была построена и освящена во имя первоверховных святых апостолов Петра и Павла. Также Ефремов поучаствовал в строительстве храма в активно застраиваемом посёлке Княжеская Долина (это западная часть современной Вырицы). Красивейшая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была возведена здесь в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Именно в этом храме потом служил великий подвижник двадцатого века — преподобный Серафим Вырицкий.
Сын Антипа Харитоновича, известный советский писатель-фантаст Иван Ефремов, унаследовал милосердное сердце отца — он не мог пройти мимо чужой беды. Его жена говорила: «Главное, что в нём было и что руководило всеми поступками, — это доброта. В нашем доме всегда было очень много людей, и он помогал всем буквально, чем мог, в том числе и деньгами. Помогал даже осуждённым, хотя это и было опасно».
Жители Вырицы не забывают о своих милосердных земляках. Второго октября две тысячи четвёртого года в Вырицкой поселковой библиотеке открылся музей. Его экспозиция посвящена выдающемуся писателю и ученому Ивану Ефремову. Есть в музее и зал, посвящённый отцу Ивана, — благотворителю Антипу Харитоновичу. Библиотека располагается в здании бывшей торговой школы, построенной на средства Антипа Ефремова.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема