В доме богатой московской купчихи Мазуриной накрывали к обеду. Дочь хозяйки, шестилетняя Аня, смотрела, как старая служанка раскладывает столовые приборы. Она жила в их семье уже много лет, ещё до Аниного рождения; выполняла почти всю работу по дому и никогда не роптала на жизнь. Аня жалела старушку; ей так хотелось сделать для неё что-нибудь хорошее.
— Бабушка! — окликнула девочка служанку.
Та с улыбкой обернулась.
— Бабушка, когда я вырасту и стану хозяйкой, я дам тебе много, много денег! — прижав руки к сердцу, проговорила Аня.
Служанка рассмеялась, обняла девочку и погладила по голове.
— Ах, ты, моя хорошая! Ну, расти, расти, дай тебе Бог здоровья!
Хозяйкой Ане довелось стать, увы, очень скоро. Отец её умер давно — Аня ещё и говорить не умела; и вот теперь скончалась её любимая матушка. Благословляя дочку перед смертью, купчиха Мазурина произнесла слова, которые Аня запомнила на всю жизнь: «Богатство нам Господом дано, и за него мы перед Богом в долгу. Не забывай, дочка, бедных, убогих да болезных; будь добра и щедра к ближнему, и так исполнишь Божью заповедь».
И Аня не забывала. Достигнув совершеннолетия и вступив в законное право на наследство, она стала щедрой благотворительницей и жертвовательницей. Не захотев оставаться в большой, шумной Москве, Анна отпустила домашних слуг, обеспечив им пожизненный пенсион, а сама переехала в тихий, провинциальный Ржев.
Именно там в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году Анна Мазурина учредила на свои средства Училище для девиц из бедных семей. В большом каменном двухэтажном доме разместились не только классы для занятий, но и квартиры для преподавателей, а также общежитие для приезжих воспитанниц. Была и домовая церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Анна Васильевна позаботилась и о том, чтобы при училище заработала своя поликлиника, в которую, к слову, могли за бесплатным лечением обращаться все неимущие жители Ржева.
Сама же Анна жила в маленьком скромном особнячке, чему горожане постоянно удивлялись — всё-таки богачка, миллионерша... Поэтому, когда спустя некоторое время Мазурина приобрела шикарный двухэтажный дом на Малой Спасской улице, все решили, что купчиха присмотрела его для себя. И ошиблись! В новом здании Анна Васильевна организовала приют для девочек-сирот. Жилые комнаты здесь были не казённого типа, а по-домашнему уютные; классы, где девочек обучали грамоте и домоводству — просторные и светлые; а в приютский домовый храм во имя Архистратига Михаила приходили на Богослужения люди со всего города.
Сделав городу такие щедрые подарки, Анна Мазурина продолжала поражать всех своей скромностью. Она редко появлялась в обществе, не любила увеселений, а предпочитала молитву. Она жертвовала деньги храмам, больницам, раздавала бедным, не считая и не волнуясь о том, что состояние её может уменьшиться.
Анна была добра, открыта и доверяла людям. Однажды, воспользовавшись её доверием, злоумышленники обманом завладели мазуринскими капиталами. Анна осталась без гроша в кармане и была вынуждена скитаться, едва ли не прося подаяния, а потом просить милости у своих же обманщиков.
Искать справедливости Анна не собиралась. Она не роптала на жизнь и не жалела об утраченном богатстве. «Бог дал, Бог взял», — говорила она. Но жители Ржева, искренне любившие кроткую, добрую и щедрую Анну Васильевну, заставили губернские власти вмешаться. Коварный обман был раскрыт, а мошенники предстали пред судом и понесли наказание.
Прошло больше века с тех пор, а жители Ржева и сегодня с волнением рассказывают эту историю. И вспоминают добрым словом Анну Васильевну Мазурину, ставшую для города символом бескорыстия, щедрости, добра и любви.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











