
В доме богатой московской купчихи Мазуриной накрывали к обеду. Дочь хозяйки, шестилетняя Аня, смотрела, как старая служанка раскладывает столовые приборы. Она жила в их семье уже много лет, ещё до Аниного рождения; выполняла почти всю работу по дому и никогда не роптала на жизнь. Аня жалела старушку; ей так хотелось сделать для неё что-нибудь хорошее.
— Бабушка! — окликнула девочка служанку.
Та с улыбкой обернулась.
— Бабушка, когда я вырасту и стану хозяйкой, я дам тебе много, много денег! — прижав руки к сердцу, проговорила Аня.
Служанка рассмеялась, обняла девочку и погладила по голове.
— Ах, ты, моя хорошая! Ну, расти, расти, дай тебе Бог здоровья!
Хозяйкой Ане довелось стать, увы, очень скоро. Отец её умер давно — Аня ещё и говорить не умела; и вот теперь скончалась её любимая матушка. Благословляя дочку перед смертью, купчиха Мазурина произнесла слова, которые Аня запомнила на всю жизнь: «Богатство нам Господом дано, и за него мы перед Богом в долгу. Не забывай, дочка, бедных, убогих да болезных; будь добра и щедра к ближнему, и так исполнишь Божью заповедь».
И Аня не забывала. Достигнув совершеннолетия и вступив в законное право на наследство, она стала щедрой благотворительницей и жертвовательницей. Не захотев оставаться в большой, шумной Москве, Анна отпустила домашних слуг, обеспечив им пожизненный пенсион, а сама переехала в тихий, провинциальный Ржев.
Именно там в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году Анна Мазурина учредила на свои средства Училище для девиц из бедных семей. В большом каменном двухэтажном доме разместились не только классы для занятий, но и квартиры для преподавателей, а также общежитие для приезжих воспитанниц. Была и домовая церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Анна Васильевна позаботилась и о том, чтобы при училище заработала своя поликлиника, в которую, к слову, могли за бесплатным лечением обращаться все неимущие жители Ржева.
Сама же Анна жила в маленьком скромном особнячке, чему горожане постоянно удивлялись — всё-таки богачка, миллионерша... Поэтому, когда спустя некоторое время Мазурина приобрела шикарный двухэтажный дом на Малой Спасской улице, все решили, что купчиха присмотрела его для себя. И ошиблись! В новом здании Анна Васильевна организовала приют для девочек-сирот. Жилые комнаты здесь были не казённого типа, а по-домашнему уютные; классы, где девочек обучали грамоте и домоводству — просторные и светлые; а в приютский домовый храм во имя Архистратига Михаила приходили на Богослужения люди со всего города.
Сделав городу такие щедрые подарки, Анна Мазурина продолжала поражать всех своей скромностью. Она редко появлялась в обществе, не любила увеселений, а предпочитала молитву. Она жертвовала деньги храмам, больницам, раздавала бедным, не считая и не волнуясь о том, что состояние её может уменьшиться.
Анна была добра, открыта и доверяла людям. Однажды, воспользовавшись её доверием, злоумышленники обманом завладели мазуринскими капиталами. Анна осталась без гроша в кармане и была вынуждена скитаться, едва ли не прося подаяния, а потом просить милости у своих же обманщиков.
Искать справедливости Анна не собиралась. Она не роптала на жизнь и не жалела об утраченном богатстве. «Бог дал, Бог взял», — говорила она. Но жители Ржева, искренне любившие кроткую, добрую и щедрую Анну Васильевну, заставили губернские власти вмешаться. Коварный обман был раскрыт, а мошенники предстали пред судом и понесли наказание.
Прошло больше века с тех пор, а жители Ржева и сегодня с волнением рассказывают эту историю. И вспоминают добрым словом Анну Васильевну Мазурину, ставшую для города символом бескорыстия, щедрости, добра и любви.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело