Историки 19 века часто повторяли, что в гимназиях нужно изучать не только античные мифы, подвиги героев Древней Греции и Рима. И на Руси были свои герои, в том числе — благоверные князья, достигшие святости.
В XIX веке жанр исторической беллетристики в России пользовался огромной популярностью. В многочисленных романах и повестях, в том числе для детей и юношества, реальные исторические фигуры и сюжеты из прошлого искусно переплетались с вымышленными приключениями. И всё для того, чтобы ненавязчиво вложить в юные умы знания по истории.
Именно в таком жанре работал популярный в дореволюционной России писатель-беллетрист и драматург Григорий Тихонович Северцев-Полилов.
Один из его романов — «Под удельной властью» — рассказывает о благоверном князе Андрее Боголюбском. В общем-то автор и начинает портрет князя с его боголюбия. По одной из версий, князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище за редкую набожность и любовь к Богу. По другой — по названию села Боголюбово, которое он основал неподалеку от города Владимира.
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
Опочивальня осветилась слабым светом тонкой липовой лучины. Запахло легким дымком.
— Идти, что ль, спать? — спросил мечник.
— Теперь иди! — решительно проговорил князь. — На молитву встану. Акафист Пречистой Владычице прочту… Она укажет путь мне… Об утре свидимся!..
Слуга низко поклонился князю и вышел из горницы.
Князь Андрей плотно притворил дверь, зажег от щепца тоненькую восковую свечу, потушил лучину и опустился перед аналоем на колени.
Молился он жарко, прерывая молитву земными поклонами, глубокими вздохами. Светлый месяц выкатился на небо большим шаром, заглянул в узкое слюдяное окно опочивальни, когда князь, окончив чтение акафиста, потушил свечу и пошел на отдых.
Той ночью князь Андрей решил покинуть Вышгород. Отец дал ему в удел этот город вблизи Киева. Но очень уж надоели князю Андрею междуусобные войны братьев в Южной Руси. Каждый из них надеялся после смерти отца занять великокняжеский престол в Киеве.
И князь Андрей замыслил перебраться на север, в Ростово-Суздальские земли.
Как раз в это время в Вышгородском монастыре произошло чудо от иконы. Чтимая народом икона Богородицы по ночам стала оставлять свое место у стены и перемещаться на середину храма. Икона словно просила, чтобы ее отпустили из Вышгорода... Вот только — куда?
И князь Андрей решается...
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
— Есть у меня один исход, – снова сказал Андрей. — Владычица сама меня на стол благословит и путь к нему укажет.
Советники с изумлением глядели на говорившего.
— Вы слышали о чуде, что третью ночь в храме происходит, что Приснодева покинуть Вышгород сама желает?
— Как не слыхать – слыхали…
—Так вот, коли икону эту удастся мне с собою взять в поход, уверен я, поможет мне Она в моем исканье, и с той поры над Суздалем благословенье Божие почиет…
— Но вышгородцы столь чтимую икону не отпустят!
Усмешка пробежала по губам князя.
— Я это знаю и нашел исход.
По приказу князя священник монастыря Николай и диакон Нестора под покровном ночи выносят чудотворную икону из Вышгородского монастыря. Древнюю святыню с благоговением поставили на особый возок и князь Андрей вместе с ней отправился в путь.
По дороге с иконой произошло чудо.
Неподалеку от реки Нерли под Владимиром кони, везшие возок с иконой, вдруг остановились. И, несмотря на понукания возницы, никак не хотели идти вперед.
Лошадей переменили — но и другие отказывались двигаться дальше.
«Владычица не желает шествовать далее сегодня!» — объявил священник и велел княжеской дружине остановиться на ночлег.
Наутро князь Андрей вышел из своего шатра крайне взволнованным и обратился к дружине...
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
— Други и ближние! – торжественно проговорил Андрей, обращаясь к собравшимся. — Я видел вещий сон...
Толпа насторожилась и прислушалась.
— Я долго с вечера не мог заснуть… И мысль тревожная о чуде, что нам вчера явила Пречистая, ни на минуту мне покоя не давала… Тревога смутная росла во мне… Поднялся я и на коленях стал молить Владычицу поведать мне, что значит это чудо… Молился жарко я и долго, со слезами… И на сердце мне легче стало… Заснул я снова… И в чутком сновиденье Пречистая мне, с хартией в руке явившись, повелела: «Не должен ты вести в Ростов моей честной иконы… Поставь ее во Владимир-град, в соборном храме! А здесь, на этом месте сооруди обитель и назови ее ты именем моим!» Проснулся я и, трепетом невольным объятый, вышел из шатра и вас сюда собрал, чтобы поведать вам мой вещий сон.
С благоговением выслушали собравшиеся слова князя и решили приступить на этом месте к постройке храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Поселок возле храма в нескольких километрах от Владимира был назван Боголюбово.
А чудотворную икону перенесли в неприметный Владимир, который в то время считался придатком Суздаля. Суздальцы даже презрительно называли владимирцев своими каменщиками.
С появлением во Владимире чудотворной иконы Богородицы город расцвел.
Став князем Ростово-Суздальской земли, Андрей Боголюбский построил во Владимире храм Успения Божией Матери из белого камня. В него он поместил привезенную из Вышгорода чудотворную икону. С той поры икона получила название Владимирской иконы Божией Матери.
А вот как рассказывает о деяниях князя Андрея СЕверцев-ПолИлов в написанном в 1909 году романе «Под удельной властью».
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
«Желая угодить переселившимся во Владимир южанам, Андрей назвал многие места в этом городе такими же именами, как и в Киеве. Во Владимире были и река Лыбедь, и Печорный город, и Золотые ворота с церковью над ними. Чтобы довершить сходство с Киевом, Андрей построил Десятинную церковь во имя Божией Матери, на содержание которой он отделил из своих доходов десятину, то есть десятую часть. Подобное отношение князя к церкви привлекало к нему сердца и любовь владимирцев.
Власть его укреплялась все сильнее и сильнее. Набожность Андрея была у всех на виду. Ежедневно он посещал храмы, где усердно со слезами молился, раздавал всенародно щедрую милостыню, кормил сирых и убогих, не забывал обителей, жертвуя на них крупные суммы. Часто видели его входящим ночью в храм, где, при свете мерцающей лампады, он долго один молился».
Вот и в свой смертный час князь Андрей Боголюбский молился. Он был убит в селе Боголюбово боярами-заговорщиками, и сцена расправы над князем — одна из самых сильных в романе. Последние слова, которые шепчет умирающий князь, обращены к Богу: «Господи, в руце Твои предаю дух мой!»
Несколько дней тело князя лежало без погребения — народ опасался мести злодеев. Но затем большая толпа владимирцев, возглавляемая священниками, явилась в Боголюбово, и им отдали любимого князя Андрея.
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
Торжественно приближалось печальное шествие ко Владимиру. Толпы народа высыпали ему навстречу. Увидев княжеское знамя, наклоненное над гробом, народ заплакал. Он вспомнил суздальского князя, не раз водившего к победам, его благочестие и усердие к храмам Божиим.
Память о благоверном князе Андрее Боголюбском сохранилась в Отечестве. И свою посильную лепту в это внес ныне малоизвестный, а в дореволюционной России популярный писатель-беллетрист Григорий Тихонович Северцев-Полилов.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»