— Дядя Андрей, посмотри какая картина интересная — «Богомолки» называется.
— Да, Паша, работа впечатляет! Андрей Попов создал за свою жизнь всего несколько ярких картин, и значительная их часть хранится в частных собраниях. Полотно «Богомолки» художник написал в период творческого расцвета, в 1860 году. Тульский музей изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся, приобрёл этот шедевр у одного из коллекционеров. Так что, можно сказать, перед нами музейная редкость!
— Но впечатление картина производит вовсе не поэтому. Она вызывает такие сложные и сильные чувства! Я когда её увидел, вспомнил, как мы с тобой в байдарочный поход по Ладожскому озеру ходили.
— Интересно, откуда вдруг такая ассоциация? Ведь в работе Андрея Попова нет ни лодок, ни водоёма. Весь пейзаж здесь — бескрайнее поле да небо над ним.
— Но какое это небо! Тревожное, грозовое. Чёрные тучи нависли над землёй, и кажется, что вот-вот разразится какой-нибудь катаклизм. Как у нас в походе, помнишь, ураган налетел?
— Конечно, помню! Пока мы с тобой байдарку на берег вытаскивали, у нас палатку сорвало, унесло. Пришлось в каком-то каменном гроте прятаться.
— Я тогда так перепугался! А богомолки на картине ведут себя так, как будто погода замечательная.
— Да, женщины на картине спокойны. Одна пьёт из глиняного кувшина, другая лежит на спине, вытянув натруженные ноги, остальные что-то обсуждают, усевшись кружком.
— Они что, не понимают, что надвигается страшная гроза?
— Понимают, конечно! Крестьянки по приметам вполне могли предсказать погоду.
— Почему же они не бегут в укрытие?
— Вероятно, потому что поблизости никакого укрытия нет. Вокруг богомолок поле, насколько может охватить взгляд. А значит, нет смысла куда-то бежать. Остается только уповать на Бога.
— Но как женщины научились вот так сохранять спокойствие в кризисных ситуациях?
— Думаю, им помогала непрестанная память о Христе, постоянное молитвенное обращение к Нему ума и сердца. Этому очень способствует паломничество. Особенно вот такое — когда ты не на автобусе или поезде едешь, а пешком преодолеваешь пространство во славу Божию.
— А большое расстояние богомолкам на картине Андрея Попова предстоит пройти?
— Тут не угадаешь. Возможно, они направляются в ближайшую обитель под Тулой, а может быть, в Киево-Печерский монастырь. Даже в Иерусалим русские паломники пешком добирались — через Кавказ, Константинополь и Дамаск.
— Потрясающе!
— Вот и Андрей Попов так же считал. Художника восхищала способность православных странников преодолевать трудности, принимать любые обстоятельства как волю Божию. И он выразил своё восхищение в картине «Богомолки».
«Картину Андрея Попова „Богомолки“ можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств».
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница