
— Дядя Андрей, посмотри какая картина интересная — «Богомолки» называется.
— Да, Паша, работа впечатляет! Андрей Попов создал за свою жизнь всего несколько ярких картин, и значительная их часть хранится в частных собраниях. Полотно «Богомолки» художник написал в период творческого расцвета, в 1860 году. Тульский музей изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся, приобрёл этот шедевр у одного из коллекционеров. Так что, можно сказать, перед нами музейная редкость!
— Но впечатление картина производит вовсе не поэтому. Она вызывает такие сложные и сильные чувства! Я когда её увидел, вспомнил, как мы с тобой в байдарочный поход по Ладожскому озеру ходили.
— Интересно, откуда вдруг такая ассоциация? Ведь в работе Андрея Попова нет ни лодок, ни водоёма. Весь пейзаж здесь — бескрайнее поле да небо над ним.
— Но какое это небо! Тревожное, грозовое. Чёрные тучи нависли над землёй, и кажется, что вот-вот разразится какой-нибудь катаклизм. Как у нас в походе, помнишь, ураган налетел?
— Конечно, помню! Пока мы с тобой байдарку на берег вытаскивали, у нас палатку сорвало, унесло. Пришлось в каком-то каменном гроте прятаться.
— Я тогда так перепугался! А богомолки на картине ведут себя так, как будто погода замечательная.
— Да, женщины на картине спокойны. Одна пьёт из глиняного кувшина, другая лежит на спине, вытянув натруженные ноги, остальные что-то обсуждают, усевшись кружком.
— Они что, не понимают, что надвигается страшная гроза?
— Понимают, конечно! Крестьянки по приметам вполне могли предсказать погоду.
— Почему же они не бегут в укрытие?
— Вероятно, потому что поблизости никакого укрытия нет. Вокруг богомолок поле, насколько может охватить взгляд. А значит, нет смысла куда-то бежать. Остается только уповать на Бога.
— Но как женщины научились вот так сохранять спокойствие в кризисных ситуациях?
— Думаю, им помогала непрестанная память о Христе, постоянное молитвенное обращение к Нему ума и сердца. Этому очень способствует паломничество. Особенно вот такое — когда ты не на автобусе или поезде едешь, а пешком преодолеваешь пространство во славу Божию.
— А большое расстояние богомолкам на картине Андрея Попова предстоит пройти?
— Тут не угадаешь. Возможно, они направляются в ближайшую обитель под Тулой, а может быть, в Киево-Печерский монастырь. Даже в Иерусалим русские паломники пешком добирались — через Кавказ, Константинополь и Дамаск.
— Потрясающе!
— Вот и Андрей Попов так же считал. Художника восхищала способность православных странников преодолевать трудности, принимать любые обстоятельства как волю Божию. И он выразил своё восхищение в картине «Богомолки».
«Картину Андрея Попова „Богомолки“ можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств».
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема