
— Дядя Андрей, посмотри какая картина интересная — «Богомолки» называется.
— Да, Паша, работа впечатляет! Андрей Попов создал за свою жизнь всего несколько ярких картин, и значительная их часть хранится в частных собраниях. Полотно «Богомолки» художник написал в период творческого расцвета, в 1860 году. Тульский музей изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся, приобрёл этот шедевр у одного из коллекционеров. Так что, можно сказать, перед нами музейная редкость!
— Но впечатление картина производит вовсе не поэтому. Она вызывает такие сложные и сильные чувства! Я когда её увидел, вспомнил, как мы с тобой в байдарочный поход по Ладожскому озеру ходили.
— Интересно, откуда вдруг такая ассоциация? Ведь в работе Андрея Попова нет ни лодок, ни водоёма. Весь пейзаж здесь — бескрайнее поле да небо над ним.
— Но какое это небо! Тревожное, грозовое. Чёрные тучи нависли над землёй, и кажется, что вот-вот разразится какой-нибудь катаклизм. Как у нас в походе, помнишь, ураган налетел?
— Конечно, помню! Пока мы с тобой байдарку на берег вытаскивали, у нас палатку сорвало, унесло. Пришлось в каком-то каменном гроте прятаться.
— Я тогда так перепугался! А богомолки на картине ведут себя так, как будто погода замечательная.
— Да, женщины на картине спокойны. Одна пьёт из глиняного кувшина, другая лежит на спине, вытянув натруженные ноги, остальные что-то обсуждают, усевшись кружком.
— Они что, не понимают, что надвигается страшная гроза?
— Понимают, конечно! Крестьянки по приметам вполне могли предсказать погоду.
— Почему же они не бегут в укрытие?
— Вероятно, потому что поблизости никакого укрытия нет. Вокруг богомолок поле, насколько может охватить взгляд. А значит, нет смысла куда-то бежать. Остается только уповать на Бога.
— Но как женщины научились вот так сохранять спокойствие в кризисных ситуациях?
— Думаю, им помогала непрестанная память о Христе, постоянное молитвенное обращение к Нему ума и сердца. Этому очень способствует паломничество. Особенно вот такое — когда ты не на автобусе или поезде едешь, а пешком преодолеваешь пространство во славу Божию.
— А большое расстояние богомолкам на картине Андрея Попова предстоит пройти?
— Тут не угадаешь. Возможно, они направляются в ближайшую обитель под Тулой, а может быть, в Киево-Печерский монастырь. Даже в Иерусалим русские паломники пешком добирались — через Кавказ, Константинополь и Дамаск.
— Потрясающе!
— Вот и Андрей Попов так же считал. Художника восхищала способность православных странников преодолевать трудности, принимать любые обстоятельства как волю Божию. И он выразил своё восхищение в картине «Богомолки».
«Картину Андрея Попова „Богомолки“ можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств».
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема