
Фото: Mike Cox / Unsplash
Анатолий Фирсов — легенда советского хоккея, трёхкратный олимпийский чемпион. Анатолия Васильевича дважды признавали лучшим хоккеистом планеты. О своих достижениях скромный спортсмен рассказывать не любил, а в интервью часто говорил, что вряд ли достиг бы таких успехов в спорте, если бы не поддержка семьи и любимой супруги Надежды.
Анатолий и Надежда познакомились в Москве в конце 50-х годов прошлого столетия. В то время, 18-летний Анатолий работал слесарем-сборщиком на заводе, куда Надя пришла навестить своего отца. Молодые люди разговорились, и Анатолий пригласил Надежду на прогулку, во время которой в шутку сказал, что она непременно станет его женой. Со временем так и получилось. Молодые люди полюбили друг друга и поженились.
Тогда Анатолий работал на заводе, а в свободное время упорно занимался хоккеем и очень хотел играть на профессиональном уровне. Супруга поддерживала мужа на пути к мечте. В 1961 году на талантливого Анатолия Фирсова обратил внимание тренер команды ЦСКА Анатолий Тарасов. Он пригласил юношу попробовать свои силы в ведущем спортивном клубе страны. Успех был стремительным. Вскоре Фирсова взяли в сборную Советского Союза. На первой же Олимпиаде Алексей Васильевич блестяще проявил себя как нападающий, забив на протяжении турнира 6 шайб. С того времени на счету спортсмена было много соревнований мирового уровня, много забитых шайб и огромное количество побед.
Но с мероприятия любого масштаба, Анатолий всегда стремился поскорее вернуться домой. В детях, которых у Фирсовых родилось двое, Анатолий Васильевич души не чаял. И когда в одном из интервью, Анатолия Васильевича попросили рассказать о самом счастливом дне в его жизни, он, улыбаясь, сказал: «Я не могу ответить на этот вопрос. В самом деле, разве можно сопоставлять, сравнивать и отдавать первенство одному из тех счастливых дней, когда родились мои дети. Первой появилась Иришка, и я был совершенно счастлив, потом, девять лет спустя, родился Толя, и я снова был счастлив».
В 1972 году Анатолий Фирсов был исключён из команды сборной Советского Союза по решению нового тренера, с которым у спортсмена не сложились отношения. После этого он ещё год играл в составе команды ЦСКА. Оттуда Анатолий Васильевич ушёл сам. Пропало желание выступать, всё потому, что ему было очень сложно пережить уход из сборной. Надежда Сергеевна подбадривала мужа, старалась занять его домашними делами, приглашала в дом друзей, стараясь отвлечь супруга от переживаний. Вспоминая то непростое время, друг семьи Олег Белаковский говорил: «Они дополняли друг друга. Две прекрасные и умные половинки одного целого. Редко когда встретишь подобные отношения. Надя и Анатолий жили одной жизнью».
После окончания карьеры игрока Анатолий Васильевич стал тренировать детей. А в 1988 году его избрали народным депутатом Верховного совета. Люди любили отзывчивого и доброжелательного Анатолия Васильевича. И он искренне старался для них: помогал советом и делом, занимался благотворительностью, проводил спортивные мероприятия среди инвалидов. А выходные дни Анатолий любил проводить вдвоём с Надеждой и внуками на даче, вдали от городской суеты.
Когда в апреле 2000 года Надежды Сергеевны не стало, Анатолий Васильевич очень тосковал по любимой супруге. Он говорил, что с уходом жены будто потерял часть себя. И неудивительно, ведь супруги Фирсовы прожили вместе 40 счастливых лет.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер