Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Что общего у крестьянина и христианина? Об этом расскажет картина «На пашне. Весна», которую написал Алексей Венецианов — не только талантливый художник, но и настоящий агроном, собиравший в своё время на самой скудной земле хорошие урожаи.
— Маргарита Константиновна, как вы относитесь к картине «На пашне. Весна»?
— Как к шедевру, Наташенька. Работа Алексея Венецианова — самобытный образец русской живописи начала девятнадцатого века, представленный здесь, в Третьяковской галерее.
— А мне кажется, в этом произведении форма не соответствует содержанию. Крестьянка пашет землю, ведь так?
— Да, молодая женщина ведёт по полю двух лошадей. Они тянут борону — особое устройство, чтобы рыхлить почву.
— Согласитесь, тяжёлая грязная работа. И одежда для неё нужна соответствующая. А Венецианов изобразил труженицу в праздничном сарафане — нежно-розовом, с золотой вставкой посередине. Не верю, что в таком наряде можно пахать! Может быть, художник был мало знаком с сельской жизнью? Ведь он, кажется, из дворян?
— Алексей Венецианов — потомок греческих торговцев, его семья принадлежала к купеческому сословию. В 1819 году художник купил небольшое поместье в Тверской губернии и с головой окунулся в сельское хозяйство. Он был настоящим агрономом, на самой скудной земле собирал хорошие урожаи. И деревенскую жизнь знал.
— Как же Венецианов допустил такую неточность в картине?
— Полотно «На пашне...», Наташенька — не репортажная иллюстрация крестьянского труда, а поэтическая зарисовка. Скорее всего, женщина работала на поле в сарафане из грубой домотканой холстины. Лучи утренней зари окрасили одежду в нежные цвета — и художник запечатлел преображение.
— А почему на голове у крестьянки корона?
— Этот головной убор называется кокошником, под него прятали волосы. Ходить с непокрытой головой уклад позволял только девицам, а на картине мы видим молодую мать. Посмотри, в правом нижнем углу изображён её малыш — упитанный карапуз в белой рубашонке.
— Но как яркая полоска надо лбом помогала спрятать волосы?
— К планке, обрамляющей лицо, сзади пришивалась ткань, получалось что-то вроде шапочки.
— Надо же! А я думала это просто украшение.
— И аксессуар, конечно, тоже. Рукодельницы декорировали убор вышивкой, тесьмой, бисером.
— На крестьянке с картины Алексея Венецианова кокошник просто красный, без особого декора. Но несёт она его с царским величием!
— Величие женщины проистекает от её причастности к Великому — к Богу. В реальной крестьянской жизни художник распознал приметы Небесного Царства и создал образ возделывания Рая. Потому так легко ступает героиня его картины по полю босыми ногами, словно плывёт. И лошади послушны мановению её рук.
— И какие же приметы Небесного Царства распознал Венецианов в жизни крестьян?
— Смирение тружеников. Их навык совершать молитву перед всяким делом и благодарить Бога за благодеяния. Всё то, что преображает обыденность, наполняет гармонией бесконечную череду будней. Это похоже на чудо. Алексей Венецианов отобразил его в своей работе «На пашне. Весна». И картина стала одной из визитных карточек Третьяковской галереи.
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что…
Сегодня 8 мая. Светлая среда. О Пасхальной радости, — протоиерей Андрей Ефанов.
Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и Евангелиста Марка. Об апостольской проповеди, — священник Алексий Долгов.
Деян., 5 зач., II, 22-36 Есть ли в наше время люди, подобные апостолам? Или же…
У нас в студии был клирик Вознесенского мужского монастыря в городе Сызрань иеромонах Давид Кургузов. Наш гость рассказал…
This website uses cookies.