Двадцать первое июня тысяча девятьсот первого года жители Севастополя отмечали народными гуляниями — в этот день вступил в должность новый городской голова. Это был человек, которого горожане глубоко уважали и ценили, человек, искренне любящий Севастополь и севастопольцев, и много раз доказавший эту любовь не только словом, но и делом. Это он на свои личные деньги восстановил любимую горожанами Петропавловскую церковь; поддерживал щедрыми пожертвованиями женскую гимназию и Константиновское реальное училище; к нему со своими бедами и нуждами мог обратиться любой, — и помощь следовала незамедлительно. Этого человека звали Алексей Андреевич Максимов. Сегодня после обеда он, в качестве нового градоначальника, должен был произнести приветственную речь с балкона Городской Управы. Люди на площади с нетерпением ждали его появления.
Когда Алексей Андреевич появился — заметно взволнованный, в скромном, но элегантном костюме, — севастопольцы встретили его громкими аплодисментами. Поклонившись, Максимов обратился к собравшимся:
— Программа моя, господа, — сказал он, — состоит в том, чтобы работать с вашей помощью и поддержкой, и принести посильную пользу городу и горожанам в их неотложных нуждах!
В то, что это были не просто красивые обещания, люди смогли убедиться очень скоро. Став градоначальником, Алексей Андреевич получил возможность значительно расширить сферу своей благотворительной деятельности. Прежде всего, он отказался от своего жалованья, приказав ежемесячно направлять его в пользу малоимущих граждан.
Максимов был более чем обеспеченным человеком — его называли богачом, но что такое бедность и нужда, он знал не понаслышке. Алексей Андреевич начинал свою карьеру чернорабочим на стройках, и на всю жизнь запомнил, какой роскошью может казаться кусок простого черного хлеба. Его дед был откупившимся крепостным крестьянином. Максимов был тогда ещё совсем маленьким, но хорошо помнил, как получив вольную, дед достал из сундука деньги, позвал плотников, что-то долго им объяснял... А через несколько дней в селе появилась деревянная часовня — дед построил её в благодарность Богу и в дар людям.
Алексей Андреевич с решимостью приступил к своим обязанностям на посту городского головы. Он выделил большой земельный участок под строительство жилья для малоимущих. Это стоило Максимову больших трудов, так как главный архитектор решительно отказывался ставить под указом свою подпись, противясь переселению бедняков в престижный район. Однако Максимов настоял на своём, и несколько сотен людей перебрались из фанерных бараков на окраинах в простые, но уютные дома неподалёку от городского центра.
Для нужд города и горожан тратил и собственные средства. На личные деньги он восстановил храм Рождества Христова в Георгиевском монастыре, построил Больничную церковь, а в самой больнице учредил «именную койку» — больной, попадавший на неё, проходил полный курс лечения за счёт Максимова. Благотворитель просил врачей, чтобы они определяли туда, по возможности, тех, чьё лечение было наиболее дорогостоящим.
Алексей Максимов снабжал продуктами севастопольскую тюрьму, вложил большие средства в строительство Военно-морского музея, оплачивал обучение способных детей из бедных семей в лучших европейских университетах. Он верой и правдой служил любимому городу, и дважды переизбирался на пост его главы.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



