
Двадцать первое июня тысяча девятьсот первого года жители Севастополя отмечали народными гуляниями — в этот день вступил в должность новый городской голова. Это был человек, которого горожане глубоко уважали и ценили, человек, искренне любящий Севастополь и севастопольцев, и много раз доказавший эту любовь не только словом, но и делом. Это он на свои личные деньги восстановил любимую горожанами Петропавловскую церковь; поддерживал щедрыми пожертвованиями женскую гимназию и Константиновское реальное училище; к нему со своими бедами и нуждами мог обратиться любой, — и помощь следовала незамедлительно. Этого человека звали Алексей Андреевич Максимов. Сегодня после обеда он, в качестве нового градоначальника, должен был произнести приветственную речь с балкона Городской Управы. Люди на площади с нетерпением ждали его появления.
Когда Алексей Андреевич появился — заметно взволнованный, в скромном, но элегантном костюме, — севастопольцы встретили его громкими аплодисментами. Поклонившись, Максимов обратился к собравшимся:
— Программа моя, господа, — сказал он, — состоит в том, чтобы работать с вашей помощью и поддержкой, и принести посильную пользу городу и горожанам в их неотложных нуждах!
В то, что это были не просто красивые обещания, люди смогли убедиться очень скоро. Став градоначальником, Алексей Андреевич получил возможность значительно расширить сферу своей благотворительной деятельности. Прежде всего, он отказался от своего жалованья, приказав ежемесячно направлять его в пользу малоимущих граждан.
Максимов был более чем обеспеченным человеком — его называли богачом, но что такое бедность и нужда, он знал не понаслышке. Алексей Андреевич начинал свою карьеру чернорабочим на стройках, и на всю жизнь запомнил, какой роскошью может казаться кусок простого черного хлеба. Его дед был откупившимся крепостным крестьянином. Максимов был тогда ещё совсем маленьким, но хорошо помнил, как получив вольную, дед достал из сундука деньги, позвал плотников, что-то долго им объяснял... А через несколько дней в селе появилась деревянная часовня — дед построил её в благодарность Богу и в дар людям.
Алексей Андреевич с решимостью приступил к своим обязанностям на посту городского головы. Он выделил большой земельный участок под строительство жилья для малоимущих. Это стоило Максимову больших трудов, так как главный архитектор решительно отказывался ставить под указом свою подпись, противясь переселению бедняков в престижный район. Однако Максимов настоял на своём, и несколько сотен людей перебрались из фанерных бараков на окраинах в простые, но уютные дома неподалёку от городского центра.
Для нужд города и горожан тратил и собственные средства. На личные деньги он восстановил храм Рождества Христова в Георгиевском монастыре, построил Больничную церковь, а в самой больнице учредил «именную койку» — больной, попадавший на неё, проходил полный курс лечения за счёт Максимова. Благотворитель просил врачей, чтобы они определяли туда, по возможности, тех, чьё лечение было наиболее дорогостоящим.
Алексей Максимов снабжал продуктами севастопольскую тюрьму, вложил большие средства в строительство Военно-морского музея, оплачивал обучение способных детей из бедных семей в лучших европейских университетах. Он верой и правдой служил любимому городу, и дважды переизбирался на пост его главы.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема