— Мама, посмотри, на картине наш монастырь — тот, что рядом с Ежовым озером!
— Думаешь? Давай прочитаем, что написано на табличке. Художник Алексей Исупов. Работа, действительно, называется «Монастырь». Но в каких краях он находится — непонятно. Я сомневаюсь, что это наш, Кировский.
— Простите, что вмешиваюсь, но мне хочется развеять ваши сомнения. Алексей Исупов запечатлел именно Успенский Трифонов монастырь. Вот только лучше сказать не Кировский, а Вятский. А то неловко именовать монашескую обитель именем революционера.
— Что ж поделать, если наш город назвали в 1934 году в честь Кирова. Мне, как и вам, больше нравится древнее название Вятка. И не только мне, многим горожанам. А некоторые учреждения официально именуются на старый лад. Например, музей, где мы сейчас находимся — Вятский художественный. И монастырь, вы правы, лучше называть Вятским. Но что-то я не узнаю его на картине. У нашего главный храм с пятью мощными куполами, а здесь на церкви одна маленькая главка.
— Это надвратный Никольский храм. А величественный Успенский собор, который вы упомянули, не вошёл в композицию. Художник выбрал для своей картины интересный ракурс — снизу, от реки. На переднем плане мы видим крепостную стену с внешней стороны. Вдоль неё тянутся хозяйственные постройки. По земляному откосу петляют тропинки.
— Я хоть и живу здесь много лет, никогда не видела монастырь с этой точки.
— А я видела! Мы с девочками в Вербное воскресенье ходили за веточками к этому откосу за монастырем.
— Да, подобные пейзажи открываются людям, которые своими ногами исходили окрестности.
— Таким человеком и был художник Алексей Исупов. Он родился и вырос в Вятке.
— А к какому сословию он принадлежал?
— Из мастеровых. Отец художника, Владимир Исупов, славился, как талантливый резчик по дереву. Братия Успенского монастыря обращалась к нему, когда нужно было изготовить киот для иконы, подправить или отреставрировать старинные иконостасы. От отца Алексей унаследовал призвание к творчеству.
— А кто его рисовать научил?
— Первыми учителями художника стали иконописцы Анастасий Черногоров и Василий Кротов. Они приехали в Вятку из Казани по приглашению настоятеля Трифонова монастыря, чтобы расписать Успенский собор. Анастасий и Василий обратили внимание на подростка, который внимательно наблюдал за их работой, и стали давать ему уроки.
— Почему же Алексей Исупов стал светским художником, а не иконописцем?
— Трудно сказать. Вероятно, на него оказал влияние Апполинарий Васнецов, тоже уроженец Вятки. Когда этот известный живописец увидел этюды четырнадцатилетнего Алексея Исупова, то стал настаивать, чтобы мальчик получил художественное образование.
— И Алексей послушался?
— Да, в девятнадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Именно у них Алексей усвоил удивительную способность передавать на холсте настроение.
— Эта способность проявилась и на картине «Монастырь». С какой нежностью художник изобразил скромный русский пейзаж!
— Он написан как раз во время учёбы, в 1910 году. Природный талант художника здесь уже обрел очертания профессионализма. Точными уверенными мазками Алексей Исупов запечатлел знакомые с детства места и передал свою любовь к ним.
«Картину Алексея Исупова „Монастырь“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер