— Мама, посмотри, на картине наш монастырь — тот, что рядом с Ежовым озером!
— Думаешь? Давай прочитаем, что написано на табличке. Художник Алексей Исупов. Работа, действительно, называется «Монастырь». Но в каких краях он находится — непонятно. Я сомневаюсь, что это наш, Кировский.
— Простите, что вмешиваюсь, но мне хочется развеять ваши сомнения. Алексей Исупов запечатлел именно Успенский Трифонов монастырь. Вот только лучше сказать не Кировский, а Вятский. А то неловко именовать монашескую обитель именем революционера.
— Что ж поделать, если наш город назвали в 1934 году в честь Кирова. Мне, как и вам, больше нравится древнее название Вятка. И не только мне, многим горожанам. А некоторые учреждения официально именуются на старый лад. Например, музей, где мы сейчас находимся — Вятский художественный. И монастырь, вы правы, лучше называть Вятским. Но что-то я не узнаю его на картине. У нашего главный храм с пятью мощными куполами, а здесь на церкви одна маленькая главка.
— Это надвратный Никольский храм. А величественный Успенский собор, который вы упомянули, не вошёл в композицию. Художник выбрал для своей картины интересный ракурс — снизу, от реки. На переднем плане мы видим крепостную стену с внешней стороны. Вдоль неё тянутся хозяйственные постройки. По земляному откосу петляют тропинки.
— Я хоть и живу здесь много лет, никогда не видела монастырь с этой точки.
— А я видела! Мы с девочками в Вербное воскресенье ходили за веточками к этому откосу за монастырем.
— Да, подобные пейзажи открываются людям, которые своими ногами исходили окрестности.
— Таким человеком и был художник Алексей Исупов. Он родился и вырос в Вятке.
— А к какому сословию он принадлежал?
— Из мастеровых. Отец художника, Владимир Исупов, славился, как талантливый резчик по дереву. Братия Успенского монастыря обращалась к нему, когда нужно было изготовить киот для иконы, подправить или отреставрировать старинные иконостасы. От отца Алексей унаследовал призвание к творчеству.
— А кто его рисовать научил?
— Первыми учителями художника стали иконописцы Анастасий Черногоров и Василий Кротов. Они приехали в Вятку из Казани по приглашению настоятеля Трифонова монастыря, чтобы расписать Успенский собор. Анастасий и Василий обратили внимание на подростка, который внимательно наблюдал за их работой, и стали давать ему уроки.
— Почему же Алексей Исупов стал светским художником, а не иконописцем?
— Трудно сказать. Вероятно, на него оказал влияние Апполинарий Васнецов, тоже уроженец Вятки. Когда этот известный живописец увидел этюды четырнадцатилетнего Алексея Исупова, то стал настаивать, чтобы мальчик получил художественное образование.
— И Алексей послушался?
— Да, в девятнадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Именно у них Алексей усвоил удивительную способность передавать на холсте настроение.
— Эта способность проявилась и на картине «Монастырь». С какой нежностью художник изобразил скромный русский пейзаж!
— Он написан как раз во время учёбы, в 1910 году. Природный талант художника здесь уже обрел очертания профессионализма. Точными уверенными мазками Алексей Исупов запечатлел знакомые с детства места и передал свою любовь к ним.
«Картину Алексея Исупова „Монастырь“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых».
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия