— Мама, посмотри, на картине наш монастырь — тот, что рядом с Ежовым озером!
— Думаешь? Давай прочитаем, что написано на табличке. Художник Алексей Исупов. Работа, действительно, называется «Монастырь». Но в каких краях он находится — непонятно. Я сомневаюсь, что это наш, Кировский.
— Простите, что вмешиваюсь, но мне хочется развеять ваши сомнения. Алексей Исупов запечатлел именно Успенский Трифонов монастырь. Вот только лучше сказать не Кировский, а Вятский. А то неловко именовать монашескую обитель именем революционера.
— Что ж поделать, если наш город назвали в 1934 году в честь Кирова. Мне, как и вам, больше нравится древнее название Вятка. И не только мне, многим горожанам. А некоторые учреждения официально именуются на старый лад. Например, музей, где мы сейчас находимся — Вятский художественный. И монастырь, вы правы, лучше называть Вятским. Но что-то я не узнаю его на картине. У нашего главный храм с пятью мощными куполами, а здесь на церкви одна маленькая главка.
— Это надвратный Никольский храм. А величественный Успенский собор, который вы упомянули, не вошёл в композицию. Художник выбрал для своей картины интересный ракурс — снизу, от реки. На переднем плане мы видим крепостную стену с внешней стороны. Вдоль неё тянутся хозяйственные постройки. По земляному откосу петляют тропинки.
— Я хоть и живу здесь много лет, никогда не видела монастырь с этой точки.
— А я видела! Мы с девочками в Вербное воскресенье ходили за веточками к этому откосу за монастырем.
— Да, подобные пейзажи открываются людям, которые своими ногами исходили окрестности.
— Таким человеком и был художник Алексей Исупов. Он родился и вырос в Вятке.
— А к какому сословию он принадлежал?
— Из мастеровых. Отец художника, Владимир Исупов, славился, как талантливый резчик по дереву. Братия Успенского монастыря обращалась к нему, когда нужно было изготовить киот для иконы, подправить или отреставрировать старинные иконостасы. От отца Алексей унаследовал призвание к творчеству.
— А кто его рисовать научил?
— Первыми учителями художника стали иконописцы Анастасий Черногоров и Василий Кротов. Они приехали в Вятку из Казани по приглашению настоятеля Трифонова монастыря, чтобы расписать Успенский собор. Анастасий и Василий обратили внимание на подростка, который внимательно наблюдал за их работой, и стали давать ему уроки.
— Почему же Алексей Исупов стал светским художником, а не иконописцем?
— Трудно сказать. Вероятно, на него оказал влияние Апполинарий Васнецов, тоже уроженец Вятки. Когда этот известный живописец увидел этюды четырнадцатилетнего Алексея Исупова, то стал настаивать, чтобы мальчик получил художественное образование.
— И Алексей послушался?
— Да, в девятнадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Именно у них Алексей усвоил удивительную способность передавать на холсте настроение.
— Эта способность проявилась и на картине «Монастырь». С какой нежностью художник изобразил скромный русский пейзаж!
— Он написан как раз во время учёбы, в 1910 году. Природный талант художника здесь уже обрел очертания профессионализма. Точными уверенными мазками Алексей Исупов запечатлел знакомые с детства места и передал свою любовь к ним.
«Картину Алексея Исупова „Монастырь“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых».
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов