— Мама, посмотри, на картине наш монастырь — тот, что рядом с Ежовым озером!
— Думаешь? Давай прочитаем, что написано на табличке. Художник Алексей Исупов. Работа, действительно, называется «Монастырь». Но в каких краях он находится — непонятно. Я сомневаюсь, что это наш, Кировский.
— Простите, что вмешиваюсь, но мне хочется развеять ваши сомнения. Алексей Исупов запечатлел именно Успенский Трифонов монастырь. Вот только лучше сказать не Кировский, а Вятский. А то неловко именовать монашескую обитель именем революционера.
— Что ж поделать, если наш город назвали в 1934 году в честь Кирова. Мне, как и вам, больше нравится древнее название Вятка. И не только мне, многим горожанам. А некоторые учреждения официально именуются на старый лад. Например, музей, где мы сейчас находимся — Вятский художественный. И монастырь, вы правы, лучше называть Вятским. Но что-то я не узнаю его на картине. У нашего главный храм с пятью мощными куполами, а здесь на церкви одна маленькая главка.
— Это надвратный Никольский храм. А величественный Успенский собор, который вы упомянули, не вошёл в композицию. Художник выбрал для своей картины интересный ракурс — снизу, от реки. На переднем плане мы видим крепостную стену с внешней стороны. Вдоль неё тянутся хозяйственные постройки. По земляному откосу петляют тропинки.
— Я хоть и живу здесь много лет, никогда не видела монастырь с этой точки.
— А я видела! Мы с девочками в Вербное воскресенье ходили за веточками к этому откосу за монастырем.
— Да, подобные пейзажи открываются людям, которые своими ногами исходили окрестности.
— Таким человеком и был художник Алексей Исупов. Он родился и вырос в Вятке.
— А к какому сословию он принадлежал?
— Из мастеровых. Отец художника, Владимир Исупов, славился, как талантливый резчик по дереву. Братия Успенского монастыря обращалась к нему, когда нужно было изготовить киот для иконы, подправить или отреставрировать старинные иконостасы. От отца Алексей унаследовал призвание к творчеству.
— А кто его рисовать научил?
— Первыми учителями художника стали иконописцы Анастасий Черногоров и Василий Кротов. Они приехали в Вятку из Казани по приглашению настоятеля Трифонова монастыря, чтобы расписать Успенский собор. Анастасий и Василий обратили внимание на подростка, который внимательно наблюдал за их работой, и стали давать ему уроки.
— Почему же Алексей Исупов стал светским художником, а не иконописцем?
— Трудно сказать. Вероятно, на него оказал влияние Апполинарий Васнецов, тоже уроженец Вятки. Когда этот известный живописец увидел этюды четырнадцатилетнего Алексея Исупова, то стал настаивать, чтобы мальчик получил художественное образование.
— И Алексей послушался?
— Да, в девятнадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали такие видные мастера, как Константин Коровин, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Именно у них Алексей усвоил удивительную способность передавать на холсте настроение.
— Эта способность проявилась и на картине «Монастырь». С какой нежностью художник изобразил скромный русский пейзаж!
— Он написан как раз во время учёбы, в 1910 году. Природный талант художника здесь уже обрел очертания профессионализма. Точными уверенными мазками Алексей Исупов запечатлел знакомые с детства места и передал свою любовь к ним.
«Картину Алексея Исупова „Монастырь“ можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Трагедия в школе поселка Горки-2;
— Как защитить подростков от вовлечения в деструктивные группы;
— Ложные рассылки от имени церковных структур;
— Планы канонизации иеромонаха Серафима (Роуза);
— Культурное и духовное наследие — что устаревает, а что остается актуальным?
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
- «Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 19.12.2025». Алексей Соколов, Максим Печенкин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и главный режиссер Радио ВЕРА Максим Печенкин вынесли на обсуждение темы:
— Дни памяти святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского;
— Чудеса в жизни человека;
— Итоги 2025 года в работе журнала «Фома» и Радио ВЕРА;
— День памяти пророчицы Анны, матери пророка Самуила.
Все выпуски программы Журнал
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











