Во время Отечественной войны 1812 года единственный полководец удостоился высшей награды Российской Империи — ордена святого апостола Андрея Первозванного. Не Багратион, не Барклай-де-Толли, и даже не Кутузов. Увы, имя этого человека сегодня звучит редко и многим, возможно, даже незнакомо. А между тем герой войны 1812 года генерал Александр Петрович Тормасов посвятил беззаветному служению Родине всю жизнь.
Тормасов вошёл в историю как полководец, который принёс русской армии первую победу над войсками Наполеона Бонапарта. За этот подвиг и был удостоен самого главного ордена. Впрочем, сражался Александр Петрович не за награды и славу. Службу Отечеству он считал своей прямой обязанностью, естественным делом и долгом. «За это не жду отличий», — говорил он.
В июле 1812 года генерал Тормасов командовал 3-й армией, поставленной для наблюдения за западными границами близ белорусского городка Кобрин. Французам было стратегически важно прорвать эту линию обороны. Такой манёвр позволил бы врагам выйти к Киеву, а оттуда двинуться дальше вглубь России. Наполеон был уверен в успехе кобринской операции. Тормасова и его солдат французский император не воспринимал всерьёз. Одному из своих полководцев, генералу Ренье, он даже писал: «Тормасов ничтожен перед Вами. Мы угрожаем Москве и Петербургу, где уж Тормасову думать о наступательных действиях с его жалким войском». Французы двинулись на Кобрин.
В распоряжении Александра Петровича были считанные часы, чтобы разработать план обороны города. Задача оказалась сложной. Целую ночь Тормасов просидел над картой. Перед мысленным взором генерала невольно проносились картины былых сражений. Первое назначение он получил в двадцать лет — поручиком в Вятский мушкетный полк. За десять лет дослужился до полковника. В 1782-м был откомандирован в Крым — усмирять татарский бунт. Потом была Русско-Турецкая война: взятие крепости Измаил, Мачинское сражение. В 1794-м — Польская кампания. Тормасов храбро сражался с повстанцами при Мацеёвицах, штурмовал Варшаву. 1808 год принёс Александру Петровичу назначение на пост главнокомандующего Кавказской пограничной линией. Тогда шла Русско-Персидская война. Имея в распоряжении лишь небольшое количество солдат, Тормасову удалось разгромить войска противника. Александр I наградил полководца орденом святого Александра Невского. В наградном приказе император написал: «Сей необыкновенный подвиг послужит примером потомству в том, что усердие, храбрость и труд заменяют число войск и торжествуют над многочисленным неприятелем».
И вот теперь, в 1812-м, под городом Кобрином, генерал Тормасов разработал поистине гениальный план окружения французских войск. 15 апреля, после тяжёлого девятичасового боя, натиск французов был отбит. Как уже говорилось, это была первая крупная и столь блестящая победа в кампании 1812 года. Генерал и военный писатель Александр Михайловский-Данилевский так отозвался о ней: «Судьба предоставила Тормасову участь в горестное для России время первому утешить своих соотечественников радостною вестью».
После окончания войны Александра Петровича назначили главнокомандующим Москвы. Тормасов в буквальном смысле восстанавливал из пепла сожжённую Первопрестольную. Жители высоко оценили его деятельность на этом посту. И даже направили на высочайшее императорское имя письмо, в котором благодарили за такого градоначальника. Москвичи писали: «Сохраняя законы, он равно внимателен к богатому и бедному, сильному и слабому, в чести сущему и в убожестве пребывающему».
Можно только удивляться, почему случилось так, что имя генерала Тормасова сегодня оказалось незаслуженно забытым. Впрочем, он ведь и сам никогда не искал славы. И хотел лишь одного — служить Отчизне.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер