
Во время Отечественной войны 1812 года единственный полководец удостоился высшей награды Российской Империи — ордена святого апостола Андрея Первозванного. Не Багратион, не Барклай-де-Толли, и даже не Кутузов. Увы, имя этого человека сегодня звучит редко и многим, возможно, даже незнакомо. А между тем герой войны 1812 года генерал Александр Петрович Тормасов посвятил беззаветному служению Родине всю жизнь.
Тормасов вошёл в историю как полководец, который принёс русской армии первую победу над войсками Наполеона Бонапарта. За этот подвиг и был удостоен самого главного ордена. Впрочем, сражался Александр Петрович не за награды и славу. Службу Отечеству он считал своей прямой обязанностью, естественным делом и долгом. «За это не жду отличий», — говорил он.
В июле 1812 года генерал Тормасов командовал 3-й армией, поставленной для наблюдения за западными границами близ белорусского городка Кобрин. Французам было стратегически важно прорвать эту линию обороны. Такой манёвр позволил бы врагам выйти к Киеву, а оттуда двинуться дальше вглубь России. Наполеон был уверен в успехе кобринской операции. Тормасова и его солдат французский император не воспринимал всерьёз. Одному из своих полководцев, генералу Ренье, он даже писал: «Тормасов ничтожен перед Вами. Мы угрожаем Москве и Петербургу, где уж Тормасову думать о наступательных действиях с его жалким войском». Французы двинулись на Кобрин.
В распоряжении Александра Петровича были считанные часы, чтобы разработать план обороны города. Задача оказалась сложной. Целую ночь Тормасов просидел над картой. Перед мысленным взором генерала невольно проносились картины былых сражений. Первое назначение он получил в двадцать лет — поручиком в Вятский мушкетный полк. За десять лет дослужился до полковника. В 1782-м был откомандирован в Крым — усмирять татарский бунт. Потом была Русско-Турецкая война: взятие крепости Измаил, Мачинское сражение. В 1794-м — Польская кампания. Тормасов храбро сражался с повстанцами при Мацеёвицах, штурмовал Варшаву. 1808 год принёс Александру Петровичу назначение на пост главнокомандующего Кавказской пограничной линией. Тогда шла Русско-Персидская война. Имея в распоряжении лишь небольшое количество солдат, Тормасову удалось разгромить войска противника. Александр I наградил полководца орденом святого Александра Невского. В наградном приказе император написал: «Сей необыкновенный подвиг послужит примером потомству в том, что усердие, храбрость и труд заменяют число войск и торжествуют над многочисленным неприятелем».
И вот теперь, в 1812-м, под городом Кобрином, генерал Тормасов разработал поистине гениальный план окружения французских войск. 15 апреля, после тяжёлого девятичасового боя, натиск французов был отбит. Как уже говорилось, это была первая крупная и столь блестящая победа в кампании 1812 года. Генерал и военный писатель Александр Михайловский-Данилевский так отозвался о ней: «Судьба предоставила Тормасову участь в горестное для России время первому утешить своих соотечественников радостною вестью».
После окончания войны Александра Петровича назначили главнокомандующим Москвы. Тормасов в буквальном смысле восстанавливал из пепла сожжённую Первопрестольную. Жители высоко оценили его деятельность на этом посту. И даже направили на высочайшее императорское имя письмо, в котором благодарили за такого градоначальника. Москвичи писали: «Сохраняя законы, он равно внимателен к богатому и бедному, сильному и слабому, в чести сущему и в убожестве пребывающему».
Можно только удивляться, почему случилось так, что имя генерала Тормасова сегодня оказалось незаслуженно забытым. Впрочем, он ведь и сам никогда не искал славы. И хотел лишь одного — служить Отчизне.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема