Александр Петрович Тормасов — единственный полководец, удостоившийся высшей награды Российской империи во время Отечественной войны 1812 года — ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Именно он принес русской армии первую победу над войсками Наполеона Бонапарта.
Своё первое назначение Александр Петрович получил в двадцать лет — поручиком в Вятский мушкетный полк. Он участвовал в усмирении татарского бунта, Русско-турецкой войне, Польской кампании, Русско-персидской войне. В июле 1812 года генерал Тормасов командовал 3-й армией, поставленной для наблюдения за западными границами близ белорусского городка Кобрина. Именно генерал Тормасов разработал поистине гениальный план окружения французских войск. 15 июля, после тяжелого боя, натиск французов был отбит, что стало первой крупной и блестящей победой в войне 1812 года. После окончания войны Александра Петровича назначили главнокомандующим Москвы, что способствовало восстановлению города буквально из пепла.
Что писали благодарные москвичи в адрес императора о градоначальнике Александре Петровиче Тормасове?

Во время Отечественной войны 1812 года единственный из полководцев удостоился высшей награды Российской Империи — ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Не Багратион, не Барклай-де-Толли и даже не Кутузов. Увы, имя этого человека сегодня звучит редко и многим, возможно, даже незнакомо. А между тем герой войны 1812 года генерал Александр Петрович Тормасов посвятил беззаветному служению Родине всю жизнь.
Тормасов вошёл в историю как полководец, который принёс русской армии первую победу над войсками Наполеона Бонапарта. За этот подвиг и был удостоен самого главного ордена. Впрочем, сражался Александр Петрович не за награды и славу. Службу Отечеству он считал своей прямой обязанностью, естественным делом и долгом. «За это не жду отличий», — говорил он.
В июле 1812 года генерал Тормасов командовал 3-й армией, поставленной для наблюдения за западными границами близ белорусского городка Кобрина. Французам было стратегически важно прорвать эту линию обороны. Такой манёвр позволил бы врагам выйти к Киеву, а оттуда двинуться дальше вглубь России. Наполеон был уверен в успехе кобринской операции. Тормасова и его солдат французский император не воспринимал всерьёз. Одному из своих полководцев, генералу Ренье, он даже писал: «Тормасов ничтожен перед Вами. Мы угрожаем Москве и Петербургу, где уж Тормасову думать о наступательных действиях с его жалким войском». Французы двинулись на Кобрин.
В распоряжении Александра Петровича были считанные часы, чтобы разработать план обороны города. Задача оказалась сложной. Целую ночь Тормасов просидел над картой. Перед мысленным взором генерала невольно проносились картины былых сражений. Первое назначение он получил в двадцать лет — поручиком в Вятском мушкетном полку. За десять лет дослужился до полковника. В 1782 году был откомандирован в Крым усмирять татарский бунт. Потом была Русско-турецкая война: взятие крепости Измаил, Мачинское сражение. В 1794-м — Польская кампания. Тормасов храбро сражался с повстанцами при Мацеёвицах, штурмовал Варшаву. 1808 год принёс Александру Петровичу назначение на пост главнокомандующего Кавказской пограничной линией. Тогда шла Русско-персидская война. Имея в распоряжении лишь небольшое количество солдат, Тормасову удалось разгромить войска противника. Александр I наградил полководца орденом Святого Александра Невского. В наградном приказе император написал: «Сей необыкновенный подвиг послужит примером потомству в том, что усердие, храбрость и труд заменяют число войск и торжествуют над многочисленным неприятелем».
И вот теперь, в 1812 году, под городом Кобрином, генерал Тормасов разработал поистине гениальный план окружения французских войск. 15 июля, после тяжёлого девятичасового боя, натиск французов был отбит. Как уже говорилось, это была первая крупная и столь блестящая победа в кампании 1812 года. Генерал и военный писатель Александр Михайловский-Данилевский так отозвался о ней: «Судьба предоставила Тормасову участь в горестное для России время первым утешить своих соотечественников радостной вестью».
После окончания войны Александра Петровича назначили главнокомандующим Москвы. Тормасов в буквальном смысле восстанавливал из пепла сожжённую Первопрестольную. Жители высоко оценили его деятельность на этом посту и даже направили на высочайшее императорское имя письмо, в котором благодарили за такого градоначальника. Москвичи писали: «Сохраняя законы, он равно внимателен к богатому и бедному, сильному и слабому, в чести сущему и в убожестве пребывающему».
Можно только удивляться, почему случилось так, что имя генерала Тормасова сегодня оказалось незаслуженно забытым. Впрочем, он ведь и сам никогда не искал славы и хотел лишь одного — служить Отчизне.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер