В конце 19 века у служащих калужской губернской канцелярии была в ходу шутка. К примеру, просил один коллега у другого в долг. И на вопрос «Когда вернёшь?» отвечал: «Когда губернатор спать ляжет». Это означало — «сложно сказать». Потому что никто в канцелярии не знал, ложился ли вообще спать губернатор Калуги Александр Александрович Офросимов.
Окна его кабинета светились всю ночь. Там после долгого и насыщенного рабочего дня — поездок, встреч, заседаний — губернатор занимался разбором писем и прошений. Это была, по сути, секретарская работа. Но Офросимов хотел сам вникнуть во все детали. Чтобы ничего не упустить. И каждому просящему, по возможности, помочь. Только под утро, когда на горизонте уже брезжил рассвет, Александр Александрович откладывал бумаги и шёл отдыхать.
На пост губернатора Калуги Офросимов был назначен в 1897 году. И сразу понял, что трудов на новом месте предстоит немало. «Буду работать на благо народа», — пообещал Александр Александрович в своей первой губернаторской речи. Последующие двенадцать лет показали, что это были не просто красивые слова. Офросимов взялся за дело сразу в нескольких направлениях. Дороги, уличное освещение, озеленение — всё это для нового губернатора было вопросами само собой разумеющимися, которые успешно и быстро оказались решены. Теперь калужане не боялись ходить вечером по улицам — повсюду в городе зажигались газовые фонари. Там, где ещё вчера месили грязь сотни ног, появились мостовые. А на отремонтированные дороги города вышел общественный транспорт — первая в Калуге многоместная конная повозка. Однако на этом забота губернатора о горожанах отнюдь не заканчивалась.
Александр Офросимов регулярно инспектировал заводы и фабрики, проверял, в каких условиях трудятся там работники. Он обратил внимание, что у многих из них со временем развивается, так сказать, производственное заболевание — возникают проблемы со зрением. И Александр Александрович организовал в Калуге летний офтальмологический госпиталь. Под который отдал... положенную ему по должности губернаторскую дачу. На три тёплых месяца в город по приглашению губернатора приезжали лучшие глазные доктора. И бесплатно лечили — в том числе и оперировали — всех, кому требовалась помощь. Офросимов открыл в Калуге школу для глухонемых — мужскую и женскую. Выпускников губернатор лично устраивал на работу. В сущности, по тем временам он совершил настоящий социальный прорыв. Вот как вспоминал об этом сам Офросимов: «Добился приёма глухонемых в типографию. Это поначалу встретило сильный протест: говорили, что от времён Петра Великого не было случая приёма на службу глухонемого. После настоятельного моего ходатайства приём был разрешён».
Новые храмы, отделения Императорского православного Палестинского общества и Красного креста, 35 учебных заведений, первая в России сельскохозяйственная выставка — вот лишь немногие штрихи к портрету калужского губернатора Офросимова, про которого сослуживцы говорили: «администратор твёрдой воли, отзывчивый на всё доброе и полезное». Масштабом его преданного служения людям впечатлились даже большевики, которые, как известно, не слишком церемонились с теми, кто состоял на службе у царского режима. Советская власть не применила к Александру Александровичу никаких репрессий — вскоре после ареста его отпустили, учитывая заслуги перед народом. И даже назначили пенсию.
Сам Александр Александрович о себе отзывался весьма скромно. «Все мои труды были вполне обыкновенные», — говорил он. А жители Калуги с благодарностью вспоминали губернатора Офросимова. Который заботился о людях, потому что их любил.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых