
Фото: Katherine Hanlon/Unsplash
7 марта 1861 года Пермский Кафедральный собор был переполнен. Те, кому не хватило места внутри, толпились на паперти. Столько народу здесь собиралось, только на Пасху. Но до неё было ещё далеко… Весь город словно затаил дыхание: там, в соборе, после торжественного молебна сегодня оглашался манифест императора Александра Второго об освобождении крестьян от крепостной зависимости!
Указ зачитывал губернатор — Александр Григорьевич Лашкарёв. Голос его звучал взволнованно, и это можно было понять. Одно дело о реформе объявить и совсем другое — надлежащим образом её провести. Ведь исполнение императорского указа ложится на его, губернаторские плечи. Кроме того, здесь, в Перми из крепости предстояло вывести не только крестьян, но и работников рудников и приисков, так называемых горнозаводских.
О том, как тяжело жилось тем, кто работал, как здесь говорили, «в горе», то есть, на добыче руды, за год своего губернаторства Лашкарёв успел узнать. Владельцев горных заводов, получавших баснословные доходы, не особенно заботили при этом условия труда крепостных рабочих. А они были, прямо сказать, подчас просто ужасающие. Меньше вложений — больше прибыли: таков был девиз почти всех горнозаводчиков, и они уже заранее дали понять губернатору, что с отменой крепостного права в этом смысле мало что изменится. Работники станут свободными — так пожалуйста, не нравится, ступай себе на все четыре стороны. Только куда ты денешься, если кроме как рубить камень в горе больше ничего не умеешь?..
Александр Григорьевич после оглашения Указа сразу же взялся за дело. Он добивался того, чтобы на заводах было введено общественное управление и строгий надзор со стороны властей. И хотя губернатору пришлось обосновывать свою точку зрения в столице перед самыми высокими чиновниками государственного Горного департамента, Лашкарёв сумел добиться своего. Соответствующий указ был утверждён императором и дал освобождённым из крепости горным рабочим возможность влиять на собственные условия труда, продолжительность рабочего дня и другие подобные вопросы.
Это навсегда вписало имя Александра Лашкарёва в историю Пермского края. Однако помимо проведения крестьянской реформы губернатор сделал в тогдашней Пермской губернии немало такого, о чём сегодня можно с благодарностью вспомнить. В 1862 году Александр Григорьевич вместе с супругой учредили Пермское дамское попечительство о бедных, усилиями которого год спустя в Перми появился детский приют для сирот.
Годом ранее супруги Лашкарёвы участвовали в открытии Мариинского женского училища, на нужды которого сами выделили большую сумму, а также привлекли пожертвования многих состоятельных людей губернии. Кирилло-Мефодиевское училище, домовая церковь при городской мужской гимназии, общественная библиотека, закладка Воскресенского храма — во всех этих и многих других добрых и нужных делах на благо города и его жителей не обошлось без деятельного участия губернатора Лашкарёва.
В 1865 году Александра Григорьевича перевели в Санкт-Петербург на должность члена Совета министров. В столице Лашкарёв сразу же активно включился в дела благотворительности. Совместно с княгиней Трубецкой он основал Сергиевское братство, и, став его попечителем, участвовал в открытии сиротского приюта, церковно-приходской школы, богадельни и столовой для бедных. В Петербурге он и скончался в 1898 году, однако Пермь и сегодня хранит добрую память об Александре Григорьевиче Лашкарёве.
16 февраля. О жизни и почитании Святителя Игнатия Мариупольского

Сегодня 16 февраля. День памяти Святителя Игнатия, митрополита Мариупольского.
О его жизни и почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В преддверии Великого поста многие верующие задумываются о смысле предстоящего подвига. И, если в необходимости молиться и творить добрые дела никого убеждать не надо, так как эта необходимость и так очевидна, то пищевая дисциплина нередко кажется просто пренебрежением к телу и телесным нуждам. Как будто бы Церковь говорит человеку: наконец хотя бы в пост, отвернись от нужд тела и обрати внимание на нужды души! Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
С начала активной проповеди Церкви прошло уже более 30 лет, казалось бы, написано и сказано о посте уже очень много... и всё же с завидным упорством перед началом поста у многих людей возникает вопрос: что можно и чего нельзя делать в это время? Некоторых людей в Церкви подобные вопросы смущают, а иногда даже и возмущают, ведь уже всем всё понятно. Однако не думаю, что смущение или возмущение — это правильная реакция. Мы же не возмущаемся тому, что каждый год в школу идут тысячи первоклассников. Конечно, если в школе кто-нибудь остаётся на второй год, надо разбираться, ведь дело, может быть, как в ученике, который не хочет учиться, так и в учителе, который неправильно организовал обучение. Ситуации бывают разные.
Контекст, в котором писал апостол Павел был несколько иным, но суть проблем была отчасти схожей: среди его учеников были те, кто только узнавал основы христианства, кого можно было бы сравнить с первоклассниками, и те, кто задавал сложные вопросы, не свойственные новоначальным. В данном случае речь шла о дисциплине в еде и половых отношениях. Сложность была в том, что христианство, с одной стороны, не запрещает их, с другой, не предполагает полной вседозволенности, призывая сохранять некоторый порядок в подобных вопросах. Всегда проще воспринимать либо строго запрещённое, либо полностью разрешённое, ведь в таком случае никакой нравственной работы человеку проводить не нужно. Однако апостол Павел призывает учеников к пути по-настоящему трудному. В человеке есть разные способности и все они благословлены Богом, все он может реализовывать... В то же время, ими важно научиться пользоваться так, чтобы это было полезно. Земное тело и его нужды временны, но тело участвует в замысле Божием и оно важно настолько, что Сам Бог воплотился.
Во многих местах своих посланий апостол Павел говорит о пище в положительном смысле, но тело не для пищи. Пища существует лишь для того, чтобы поддержать тело для реализации Божьего замысла в мире. И заключается этот замысел в том, что мы учимся любви и реализуем любовь на всех уровнях: духовном, душевном и телесном. Заметим, что, говоря об отношениях полов, апостол не говорит об отношениях супружеских, как о чём-то недолжном, но говорит так только о блуде, потому что в нём человек отвращается от Бога и весь отдаётся эгоистической любви к себе, не любя другого. Используя тело не по назначению, мы грешим против самих себя, и в этом идём против Бога. В пост мы призваны не отказаться от нужд тела, не пренебречь ими... Мы призваны задуматься о том, почему Бог сотворил нас телесными и как использовать тело по Божьему, так, чтобы не только телу, но и всему человеку, это было полезно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Лобачевский

Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение