Кино способно менять жизнь, преображая ее. Именно это случилось с Александром Алексеевичем Ханжонковым, когда, впервые побывав на киносеансе в 1905-м году, он, молодой казак, есаул, решил посвятить себя синематографу.
Будучи военным, участвовавшим в боях Русско-Японской войны и получившим на ней ранение, Александр Алексеевич вынужден был уйти в отставку. Данное событие позволило Александру Ханжонкову полностью окунуться в новое дело, которое началось с проката приобретаемых в Европе кинолент и развилось к 1907-му году до создания кинокартин собственного производства. Знаменитые экранизации, такие, как «Идиот», «Песнь про купца Калашникова» и другие, пользовались большим успехом. А за фильм «Оборона Севастополя», который посмотрел сам император Николай Второй, Александр Алексеевич был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени.
Как связаны знаменитые фабрика Госкино и киностудия Мосфильм с именем Ханжонкова? И какое участие принимал Александр Алексеевич в поддержке русской армии во время Первой мировой войны?

В 1905-м году на улице Дмитровской города Ростова-на-Дону долго пустовал маленький галантерейный магазинчик. Прохожие уже привыкли к его заколоченной досками двери. Но однажды доски исчезли, а на двери появилось объявление о том, что в бывшем магазинчике открывается... синематограф! На первый киносеанс народу собралось столько, что для присмотра городские власти прислали полицейских. В огромной очереди у билетной кассы стоял молодой казак, есаул Александр Ханжонков. Он никогда ещё не видел кино. Но брат, побывавший в Париже, в «иллюзионе» самих братьев Люмьер, рассказывал ему, что это удивительное зрелище. Получив заветный билет и кое-как устроившись в переполненном зале, Александр приготовился увидеть чудо. И оно действительно случилось. С экрана прямо на него на всех парах мчался поезд! Казалось, ещё секунда, и локомотив ворвётся прямо в зрительный зал. Впоследствии Александр Ханжонков так вспоминал об этом первом в своей жизни киносеансе: «Я вышел на улицу потрясённый. То, что я увидел, поразило и пленило меня». Щурясь на солнце после темноты кинозала, молодой донской есаул решил связать свою жизнь с кино. Александру Алексеевичу Ханжонкову суждено было стать пионером отечественного кинематографа.
Но тогда, в 1905-м, он был простым военным с весьма небольшим жалованьем и слабым здоровьем — сказывалось недавнее ранение, полученное во время Русско-Японской войны. Из-за этого ранения, буквально через несколько месяцев после памятного киносеанса, Ханжонков ушёл в отставку. Выходное пособие в 5 тысяч рублей оказалось очень кстати: на эти деньги Александр приобрёл киноаппарат и несколько копий зарубежных фильмов. Переехал в Москву, и в 1906 году открыл собственную кинопрокатную фирму: «Торговый дом Ханжонкова». Кинозалы тогда стали появляться как грибы после дождя, и Александр приобретал за границей киноновинки, а в Москве с большим успехом продавал. И всё же молодой человек мечтал о другом. В 1907 году Ханжонков сам начинает снимать кино. Все фильмы, которые демонстрировались на тот момент в России, были заграничного производства — в основном, французские и американские. Поэтому начинание Ханжонкова стало весьма смелым и новаторским шагом. Одними из первых плодов его труда стала экранизация лермонтовской «Песни о купце Калашникове» и картина по роману Достоевского «Идиот». По сути, Ханжонков первым направил кинематограф из плоскости сугубо развлекательной в более серьёзную. В своём киноателье на Тверской улице Ханжонков снял первую в истории отечественного кино полнометражную ленту «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Масштабное патриотическое кинополотно потрясло самого императора Николая Второго, который лично посетил один из киносеансов. За этот труд царь наградил Александра Ханжонкова орденом Святого Станислава 2-й степени, который вручался за деятельность на пользу государства.
В 1912-м году Ханжонков открыл на улице Житной новый огромный съёмочный павильон с монтажной лабораторией, костюмерной, декорационным цехом. Это был настоящий киногородок, во многом превосходящий знаменитый Голливуд, который в то время только зарождался и был маленькой актёрской деревней. А на Триумфальной площади открылся кинотеатр «Пегас» — самый большой в Москве. Там в годы Первой мировой войны по личному распоряжению Ханжонкова устраивались благотворительные киносеансы в поддержку русской армии и работала школа сестёр милосердия. Вслед за Первой Мировой грянула Октябрьская революция. Она, по сути, отобрала у Ханжонкова всё. Большевики национализировали его Киноателье, студии, мастерские. Александр Алексеевич тяжело переживал вынужденный отход от дела всей своей жизни, хотя был уже совсем немолод и очень болен. Последние годы он провёл в нищете и забвении. Но утешался тем, что видел: его труд не пропал. Бывшие студии Ханжонкова стали сначала фабрикой Госкино, а затем — Мосфильмом. Отечественное кино, которому именно он, Александр Ханжонков, положил начало, продолжало жить. И это было для него самым большим счастьем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую самое обидное, что может услышать человек, — это правда. Иногда правда бывает настолько болезненной, что человек совершенно теряет над собой контроль и начинает совершать какие-то абсолютно неразумные действия. Так случилось и с иудейским синедрионом тогда, когда перед ним предстал первомученик архидиакон Стефан. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок содержит в себе фрагмент речи Стефана перед синедрионом и описывает реакцию иудейских старейшин на слова святого.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Ни одно из слов святого первомученика не было неправдой, ведь Стефан, ничего не выдумывая и никак не искажая факты, всего лишь кратко пересказал историю еврейского народа. Однако мы слышали, что после упоминания убитых пророков и убитого Спасителя мира Христа члены синедриона начали себя вести крайне странно: «Они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54). Эти слова книги Деяний свидетельствуют, что иудейские старейшины прекрасно осознавали свой грех, они понимали, что совершили ошибку, предав Христа на смерть. Но к собственным ошибкам можно относиться по-разному: можно их признавать и пытаться исправить, а можно их всеми силами их отрицать, уверяя себя и всех прочих в правильности своего поступка. Как мы понимаем, иудеи избрали второй путь.
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что тот путь, который они предпочли, ведёт лишь к умножению греха, и в конечном итоге — к вечной погибели души. Мы не знаем, покаялся ли кто-то из убийц святого первомученика в дальнейшем, нам известно лишь об апостоле Павле, который, не будучи сам повинен в смерти святого, относился с сочувствием к действиям его убийц. Апостол Павел — да, в полной мере осознал неправоту иудейского подхода к собственной истории и, в первую очередь, ко Христу. В отношении же других участников расправы над Стефаном мы, к сожалению, не имеем оснований сказать что-либо подобное.
Впрочем, нас, конечно же, в связи с этой историей должно занимать совсем другое: в какой степени мы готовы к восприятию той самой правды, которая «глаза колет»? Ведь мы все несовершенны, у всех нас есть свои слабости и грехи, но, к счастью, Бог не оставляет нас без Своего попечения, Он посылает нам людей, которые указывают на наши недостатки. Способны ли мы слушать и слышать этих посланников Божиих? Или же их слова не вызывают у нас ничего, кроме злобного скрежета зубов? Каждому из нас стоит хорошенько подумать над этими вопросами, потому что неправильные ответы на них могут погубить наши души так же, как они погубили души членов иудейского синедриона, ополчившихся на святого первомученика архидиакона Стефана.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе и духовных подвигах одного из самых почитаемых русских святых 20-го века — преподобного Серафима Вырицкого. О том, как крестьянский сын стал одним из богатейших людей России, а потом принял монашество и стал известным старцем, к которому за духовным советом и поддержкой стекались люди со всего Советского Союза.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час