
— Ну что, Андрей, пойдём уже?
— Саша, я бы ещё побродил по залам музея «Художественная культура Русского севера». Экспозиция богата на удивительные экспонаты, а мы не посмотрели и половины. Впрочем, ты, наверное, часто бываешь здесь, живя в Архангельске.
— Представь себе, в первый раз! Я человек военный, моё дело Родину защищать. А к рисованию я не могу серьёзно относиться, оно для меня так, баловство на досуге. Вот эта, картина, например — «Лес зимой» — что в ней ценного?
— Полотно Александра Борисова прекрасно в своей правдивости. Взгляни внимательно — могучие ели стоят стеной, шапки снега на них высокие, тяжёлые. Так только здесь, на севере, бывает!
— Да, художник не солгал, изобразив зимний северный лес. Но всё-таки, на мой взгляд, у мужчины должно быть занятие, наполняющее его жизнь смыслом.
— Живопись даёт человеку возможность реализовать своё призвание, приносить радость. А у Александра Борисова помимо рисования в жизни было не просто занятие — служение! Самоотверженное, бескорыстное.
— И что это за служение?
— Александр Алексеевич был одним из тех, кто осваивал Русский север. В 1894 году он принимал участие в экспедиции царского министра Сергея Витте.
— А что это была за экспедиция?
— Её инициатором выступил Савва Иванович Мамонтов. У промышленника и мецената было несколько целей. Во-первых, он хотел оказать помощь поморам. Жители северных окраин России пострадали в 1894 году от эпидемии холеры и серии жестоких штормов. Во-вторых, Мамонтов рассчитывал протянуть в Арктику железную дорогу, чтобы наладить торговлю между регионами.
— А Александр Борисов в каком качестве участвовал в экспедиции?
— В качестве художника. Он делал зарисовки, на которые в будущем могли ориентироваться инженеры и строители. Экспедиция посетила Соловки, прошла вдоль побережья Белого и Баренцева морей, побывала в Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин. И Александр Борисов правдиво и подробно живописал все эти местечки.
— Заслуга немалая! Но всё-таки участие в одной экспедиции нельзя назвать служением.
— За экспедицией Витте последовали другие. Сначала на Новую Землю — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, затем на остров Вайгач. И вновь на Новую Землю, теперь уже на санях. В течение четырнадцати месяцев художник и восемь его спутников исследовали край нетающих льдов, вели метеорологические наблюдения, собирали коллекции минералов. Важным результатом того санного похода стали и сотни этюдов Александра Борисова.
— А этот результат кто-нибудь признал в научном мире?
— Конечно! Сам Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский полярный учёный, вручил Борисову орден святого Олафа за исследования Арктики и Заполярья. А на родине труды художника были отмечены орденом святого Владимира.
— А картина «Лес зимой» тоже имеет научную ценность?
— Нет, у этого произведения ценность иная. Оно было создано в 1913 году. В то время пожилой уже художник поселился в поселке Красноборск на левом берегу Северной Двины в пятистах километрах от Архангельска. Живя в уединённой тиши, он давал новую жизнь своим путевым эскизам — создавал на их основе живописные полотна. Дорожные наброски наполнялись красками, и в них оживали те дни, когда Александр Борисов покорял суровые пространства Русского севера. И в пейзаже «Лес зимой» отразилось служение, которому Александр Борисов посвятил всю свою жизнь.
«Картину Александра Борисова «Лес зимой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов