
— Ну что, Андрей, пойдём уже?
— Саша, я бы ещё побродил по залам музея «Художественная культура Русского севера». Экспозиция богата на удивительные экспонаты, а мы не посмотрели и половины. Впрочем, ты, наверное, часто бываешь здесь, живя в Архангельске.
— Представь себе, в первый раз! Я человек военный, моё дело Родину защищать. А к рисованию я не могу серьёзно относиться, оно для меня так, баловство на досуге. Вот эта, картина, например — «Лес зимой» — что в ней ценного?
— Полотно Александра Борисова прекрасно в своей правдивости. Взгляни внимательно — могучие ели стоят стеной, шапки снега на них высокие, тяжёлые. Так только здесь, на севере, бывает!
— Да, художник не солгал, изобразив зимний северный лес. Но всё-таки, на мой взгляд, у мужчины должно быть занятие, наполняющее его жизнь смыслом.
— Живопись даёт человеку возможность реализовать своё призвание, приносить радость. А у Александра Борисова помимо рисования в жизни было не просто занятие — служение! Самоотверженное, бескорыстное.
— И что это за служение?
— Александр Алексеевич был одним из тех, кто осваивал Русский север. В 1894 году он принимал участие в экспедиции царского министра Сергея Витте.
— А что это была за экспедиция?
— Её инициатором выступил Савва Иванович Мамонтов. У промышленника и мецената было несколько целей. Во-первых, он хотел оказать помощь поморам. Жители северных окраин России пострадали в 1894 году от эпидемии холеры и серии жестоких штормов. Во-вторых, Мамонтов рассчитывал протянуть в Арктику железную дорогу, чтобы наладить торговлю между регионами.
— А Александр Борисов в каком качестве участвовал в экспедиции?
— В качестве художника. Он делал зарисовки, на которые в будущем могли ориентироваться инженеры и строители. Экспедиция посетила Соловки, прошла вдоль побережья Белого и Баренцева морей, побывала в Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин. И Александр Борисов правдиво и подробно живописал все эти местечки.
— Заслуга немалая! Но всё-таки участие в одной экспедиции нельзя назвать служением.
— За экспедицией Витте последовали другие. Сначала на Новую Землю — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, затем на остров Вайгач. И вновь на Новую Землю, теперь уже на санях. В течение четырнадцати месяцев художник и восемь его спутников исследовали край нетающих льдов, вели метеорологические наблюдения, собирали коллекции минералов. Важным результатом того санного похода стали и сотни этюдов Александра Борисова.
— А этот результат кто-нибудь признал в научном мире?
— Конечно! Сам Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский полярный учёный, вручил Борисову орден святого Олафа за исследования Арктики и Заполярья. А на родине труды художника были отмечены орденом святого Владимира.
— А картина «Лес зимой» тоже имеет научную ценность?
— Нет, у этого произведения ценность иная. Оно было создано в 1913 году. В то время пожилой уже художник поселился в поселке Красноборск на левом берегу Северной Двины в пятистах километрах от Архангельска. Живя в уединённой тиши, он давал новую жизнь своим путевым эскизам — создавал на их основе живописные полотна. Дорожные наброски наполнялись красками, и в них оживали те дни, когда Александр Борисов покорял суровые пространства Русского севера. И в пейзаже «Лес зимой» отразилось служение, которому Александр Борисов посвятил всю свою жизнь.
«Картину Александра Борисова «Лес зимой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера».
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема