На Руси семьи были обычно большими и крепкими. Родственники заботились друг о друге, невзирая на степень родства – хоть брат, хоть троюродный племянник. Если кто-то из малышей оставался сиротой, то его обязательно брали на воспитание тёти или дяди. Даже если детей было семеро, ни один из них не оставался без внимания.
Александра Фёдоровна, жена московского купца Александра Куманина, несмотря на крепкий брак и благополучие, не чувствовала себя счастливой. Они с мужем прожили вместе много лет, но у них не было детей. Александра Фёдоровна, обладавшая доброй душой, часто огорчалась и плакала, однако муж утешал её. Куманин тоже очень хотел детей, но не роптал и надеялся только на Бога. Куманины навещали своих многодетных родственников, особенно часто – Марию Достоевскую, сестру Александры Фёдоровны. У Марии было семь детей. Куманины, не имевшие своих детей, с готовностью помогали Марии, занимались с малышами, возили их на богомолье в соседние монастыри.
Скоро семью Достоевских постигло горе – мать, болевшая чахоткой, умерла, а отца через два года убили. Дети, среди которых был и будущий писатель Фёдор Достоевский, остались сиротами. Они были ещё недостаточно взрослыми, чтобы распоряжаться наследством, к тому же семья была небогатой. Приехав в имение к родственникам, Куманины увидели семерых несчастных детей, лишённых родительского тепла. Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна ничего не обсуждали друг с другом – они просто посмотрели на племянников и поняли – теперь сами станут им родителями.
Отныне все заботы супругов Куманиных были посвящены племянникам. Сестры Достоевские поселились у тёти и дяди, а у братьев появилась возможность получить хорошее образование. Например, в Инженерное училище Фёдор Достоевский смог поступить только благодаря помощи Александры Фёдоровны.
Хотя скоро почти все дети разъехались по училищам и пансионам, а затем стали вести взрослую самостоятельную жизнь, их связь с Куманиными не прекращалась никогда. Племянники постоянно встречались с горячо любимыми дядей и тётей у них дома в Петербурге. Фёдор Достоевский всегда с нежностью говорил о них, а Андрей, его брат, в воспоминаниях писал, что любил Александру Фёдоровну, как родную мать. Александра Фёдоровна, даже престарелая и почти потерявшая память, узнавала их и радостно встречала в своём доме, а её муж, как настоящий отец, переживал за семейную жизнь сестёр Достоевских и при замужестве выделял им большое приданое. Если у братьев и сестер Достоевских случались какие-то размолвки, то они всегда знали, что найдут у терпеливых дяди и тёти понимание и примирение друг с другом. Александра Фёдоровна одной из первых разглядела в Фёдоре Достоевском выдающийся писательский талант и впоследствии высоко ценила его. Неизвестно, обрёл бы мир в лице Фёдора Достоевского великого писателя, если бы не семейный подвиг Куманиных.
Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна Куманины заботились о племянниках, как о своих собственных детях, и стали настоящими родителями братьям и сёстрам Достоевским, ведь в семье главное – это любовь, понимание и забота друг о друге.
15 февраля. О скорби и смирении Пресвятой Богородицы

Во 2-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Симеоном Богоприимцем Пресвятой Богородице: «И Тебе Самой оружие пройдет душу — да откроются помышления многих сердец».
О скорби и смирении Пресвятой Богородицы — протоиерей Андрей Ефанов.
В день, когда Пресвятой Богородице следовало бы слышать только слова поздравлений, Святой Симеон Богоприимец говорит ей горестное пророчество. Пророчество только произносится словами пророка, но его источником является сам Бог. Бог хранит смирение Девы Марии, чтобы она, претерпев все земные лишения, смогла вознестись душой выше Херувимов и Серафимов к самому престолу Величества Божия. Так и нам, христианам, взирая на земной путь нашей Небесной Матери, не надо унывать и отчаиваться. Ведь мы тоже следуем Царство Небесное, идя в которое приходится нести свой, порой нелегкий, жизненный крест. Не случайно мы молимся Богородице словами «Все упование мое на Тебя возлагаю», потому как покров Пречистой соткан из ее земных страданий, ей близка наша земная жизнь. Она, как никто другой, понимает нас, христиан, и является усердной заступницей христианского рода.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 февраля. Об иконографии праведного Симеона Богоприимца

В 2-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём».
Об иконографии праведного Симеона — протоиерей Игорь Самохин.
Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня, стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. На отдельных иконах праведника, как правило, также изображают с Богомладенцем Христом. Существуют и варианты иконы с пророчицей Анной. Праведный Симеон — величественный старец, глаза которого наполнены счастьем. Исполнилось древнее пророчество. Спаситель пришел в мир, и Ветхий Завет сменяется новым. Дай Бог и нам, увидев это счастье в глазах праведника, разделить его всем своим сердцем.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 февраля. О духовном смысле праздника Сретения Господня

Сегодня 15 февраля. Сретение Господне.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Духовный смысл праздника Сретения — это встреча двух заветов — Ветхого и Нового. Встреча Симеона Богоприимца и пророчицы Анны с Господом Иисусом Христом. В образах старца Симеона и пророчицы Анны святые отцы видели олицетворение всех людей от начала времен ожидавших прихода в мир Спасителя. Праведник Симеон принимает на руки того, кому посвящены чаяния и упования многих поколений, живших надеждой на новый завет между Богом и человеком. А его слова «Ныне отпущаеши и раба твоего Владыка» становятся словесной иконой — события, которые празднует Церковь.
Но Сретение — это не просто воспоминание дня из далекой евангельской истории. У каждого, кто сознательно, по зову сердца приходит в храм, тоже случается Сретение. Но это уже наша личная встреча, наше Сретение со Христом. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Все мы призваны к этой дивной встрече, и всем нам дано искать чистоту сердца и мудрость, которая открывается нам в Священном Писании, и ту чистоту и святость, которая дается только духовным подвигом».
Все выпуски программы Актуальная тема