На Руси семьи были обычно большими и крепкими. Родственники заботились друг о друге, невзирая на степень родства – хоть брат, хоть троюродный племянник. Если кто-то из малышей оставался сиротой, то его обязательно брали на воспитание тёти или дяди. Даже если детей было семеро, ни один из них не оставался без внимания.
Александра Фёдоровна, жена московского купца Александра Куманина, несмотря на крепкий брак и благополучие, не чувствовала себя счастливой. Они с мужем прожили вместе много лет, но у них не было детей. Александра Фёдоровна, обладавшая доброй душой, часто огорчалась и плакала, однако муж утешал её. Куманин тоже очень хотел детей, но не роптал и надеялся только на Бога. Куманины навещали своих многодетных родственников, особенно часто – Марию Достоевскую, сестру Александры Фёдоровны. У Марии было семь детей. Куманины, не имевшие своих детей, с готовностью помогали Марии, занимались с малышами, возили их на богомолье в соседние монастыри.
Скоро семью Достоевских постигло горе – мать, болевшая чахоткой, умерла, а отца через два года убили. Дети, среди которых был и будущий писатель Фёдор Достоевский, остались сиротами. Они были ещё недостаточно взрослыми, чтобы распоряжаться наследством, к тому же семья была небогатой. Приехав в имение к родственникам, Куманины увидели семерых несчастных детей, лишённых родительского тепла. Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна ничего не обсуждали друг с другом – они просто посмотрели на племянников и поняли – теперь сами станут им родителями.
Отныне все заботы супругов Куманиных были посвящены племянникам. Сестры Достоевские поселились у тёти и дяди, а у братьев появилась возможность получить хорошее образование. Например, в Инженерное училище Фёдор Достоевский смог поступить только благодаря помощи Александры Фёдоровны.
Хотя скоро почти все дети разъехались по училищам и пансионам, а затем стали вести взрослую самостоятельную жизнь, их связь с Куманиными не прекращалась никогда. Племянники постоянно встречались с горячо любимыми дядей и тётей у них дома в Петербурге. Фёдор Достоевский всегда с нежностью говорил о них, а Андрей, его брат, в воспоминаниях писал, что любил Александру Фёдоровну, как родную мать. Александра Фёдоровна, даже престарелая и почти потерявшая память, узнавала их и радостно встречала в своём доме, а её муж, как настоящий отец, переживал за семейную жизнь сестёр Достоевских и при замужестве выделял им большое приданое. Если у братьев и сестер Достоевских случались какие-то размолвки, то они всегда знали, что найдут у терпеливых дяди и тёти понимание и примирение друг с другом. Александра Фёдоровна одной из первых разглядела в Фёдоре Достоевском выдающийся писательский талант и впоследствии высоко ценила его. Неизвестно, обрёл бы мир в лице Фёдора Достоевского великого писателя, если бы не семейный подвиг Куманиных.
Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна Куманины заботились о племянниках, как о своих собственных детях, и стали настоящими родителями братьям и сёстрам Достоевским, ведь в семье главное – это любовь, понимание и забота друг о друге.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.