
— Андрей, скажи, а мы с тобой точно в Сибири? Погода стоит такая, что можно подумать — это не Иркутск, а Сочи! Хорошо, что мы прямо с утра пошли в Иркутский художественный музей — здесь прохладно. И столько замечательных картин!
— Да, Аллочка, действительно, жарковато на улице для здешних широт. Впрочем, лето сейчас везде засушливое. Помнишь моего приятеля Виктора? У него ферма в Подмосковье. Он всерьёз тревожится, что может остаться без урожая. Дождей не было уже очень давно...
— Да. И ведь ничего не поделаешь...
— Ну, кое-что предпринять, наверное, всё-таки можно. Виктор собирается организовать в селе крестный ход с молебном о дожде.
— Вот это да! Прямо как в старину!
— Действительно, молебны во время засухи — древняя традиция. В Ветхом завете, в книге пророка Захарии говорится: «Просите дождя у Господа, и Господь даст облако и пошлет дождь тучам тем, и каждому траву на поле». Кстати, в Иркутском художественном музее есть картина как раз на эту тему. Вот она, смотри! Полотно называется «Просят дождя». Его написал художник Абрам Ефимович Архипов в 90-х годах 19 века.
— Андрей, это потрясающе! Моя любимая техника письма — широкими, сочными мазками. Кажется, тонкие детали таким образом не прописать. Но посмотри, у художника получилось! Крестный ход, хоругви, лики на иконах, лица в толпе. Сколько жизни на этом холсте, сколько движения!
— Да, в атмосферу картины погружаешься мгновенно. Переносишься на главную улицу притихшей от жары деревеньки. Чувствуешь запах выгоревшей на солнце травы, покрытой слоем пыли.
— И видишь, как живой рекою движется крестный ход. Сколько в нём людей! Кажется, вышло всё село. Процессия начинается на первом плане картины и уходит в перспективу, туда, где едва угадываются в белом от зноя небе светлые купола церкви. Люди несут иконы в тяжёлых позолоченных киотах. Образа такие большие! Наверное, это главные святыни храма.
— Кстати, выйти в поле с молебном о дожде в простонародье называлось «поднять образа». Сохранилось немало письменных исторических свидетельств о том, как это происходило в разных уголках России. Например, в середине 19 века в Рязанской губернии для этого выбирался праздничный день. Накануне вечером люди шли к священнику с просьбой «поднять образа», чтобы Бог дал дождя. А наутро, после Литургии, выходили из церкви крестным ходом и брали с собою все самые почитаемые иконы.
— А откуда родом художник Абрам Архипов?
— Кстати, тоже с Рязанщины! Его родина — небольшое село Егорово в Рязанской губернии. Очень возможно, что живописец изобразил на картине то, что видел своими глазами в родной деревне. Не зря ведь искусствоведы про Архипова говорят, что он не оставил письменных мемуаров, но свои воспоминания выразил в творчестве.
— Андрей, а я тут неожиданно вспомнила интересную вещь. Ты ведь читал «Дуэль» Чехова? Помнишь, там один из героев повести, молодой дьякон, рассказывал о своём дядьке-священнике. Мол, у того была такая крепкая вера, что, когда в засуху он выходил в поле просить дождя, то брал с собою зонтик — чтобы его на обратном пути дождик не замочил.
— Помню, конечно, помню! Как и чеховский герой, люди шли на такие молебны с искренней верой. А вот ещё одна история. Её в своих воспоминаниях рассказывал известный фотограф 19 века Сергей Животовский. Однажды он сопровождал в поездке по русскому Северу святого праведного Иоанна Кронштадтского. И в одном селе, где от засухи уже начинались лесные пожары, стал свидетелем того, как по молитвам отца Иоанна пошёл дождь.
— А как ты думаешь, Андрюша, этим людям на картине Абрама Архипова «Просят дождя» Бог поможет?
— А ты взгляни внимательно на горизонт. Видишь, там собираются тучи. Может быть, это и есть ответ художника на твой вопрос? И ответ Бога на молитвы людей и их горячую веру.
Картину Абрама Архипова «Просят дождя» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер