
— Андрей, скажи, а мы с тобой точно в Сибири? Погода стоит такая, что можно подумать — это не Иркутск, а Сочи! Хорошо, что мы прямо с утра пошли в Иркутский художественный музей — здесь прохладно. И столько замечательных картин!
— Да, Аллочка, действительно, жарковато на улице для здешних широт. Впрочем, лето сейчас везде засушливое. Помнишь моего приятеля Виктора? У него ферма в Подмосковье. Он всерьёз тревожится, что может остаться без урожая. Дождей не было уже очень давно...
— Да. И ведь ничего не поделаешь...
— Ну, кое-что предпринять, наверное, всё-таки можно. Виктор собирается организовать в селе крестный ход с молебном о дожде.
— Вот это да! Прямо как в старину!
— Действительно, молебны во время засухи — древняя традиция. В Ветхом завете, в книге пророка Захарии говорится: «Просите дождя у Господа, и Господь даст облако и пошлет дождь тучам тем, и каждому траву на поле». Кстати, в Иркутском художественном музее есть картина как раз на эту тему. Вот она, смотри! Полотно называется «Просят дождя». Его написал художник Абрам Ефимович Архипов в 90-х годах 19 века.
— Андрей, это потрясающе! Моя любимая техника письма — широкими, сочными мазками. Кажется, тонкие детали таким образом не прописать. Но посмотри, у художника получилось! Крестный ход, хоругви, лики на иконах, лица в толпе. Сколько жизни на этом холсте, сколько движения!
— Да, в атмосферу картины погружаешься мгновенно. Переносишься на главную улицу притихшей от жары деревеньки. Чувствуешь запах выгоревшей на солнце травы, покрытой слоем пыли.
— И видишь, как живой рекою движется крестный ход. Сколько в нём людей! Кажется, вышло всё село. Процессия начинается на первом плане картины и уходит в перспективу, туда, где едва угадываются в белом от зноя небе светлые купола церкви. Люди несут иконы в тяжёлых позолоченных киотах. Образа такие большие! Наверное, это главные святыни храма.
— Кстати, выйти в поле с молебном о дожде в простонародье называлось «поднять образа». Сохранилось немало письменных исторических свидетельств о том, как это происходило в разных уголках России. Например, в середине 19 века в Рязанской губернии для этого выбирался праздничный день. Накануне вечером люди шли к священнику с просьбой «поднять образа», чтобы Бог дал дождя. А наутро, после Литургии, выходили из церкви крестным ходом и брали с собою все самые почитаемые иконы.
— А откуда родом художник Абрам Архипов?
— Кстати, тоже с Рязанщины! Его родина — небольшое село Егорово в Рязанской губернии. Очень возможно, что живописец изобразил на картине то, что видел своими глазами в родной деревне. Не зря ведь искусствоведы про Архипова говорят, что он не оставил письменных мемуаров, но свои воспоминания выразил в творчестве.
— Андрей, а я тут неожиданно вспомнила интересную вещь. Ты ведь читал «Дуэль» Чехова? Помнишь, там один из героев повести, молодой дьякон, рассказывал о своём дядьке-священнике. Мол, у того была такая крепкая вера, что, когда в засуху он выходил в поле просить дождя, то брал с собою зонтик — чтобы его на обратном пути дождик не замочил.
— Помню, конечно, помню! Как и чеховский герой, люди шли на такие молебны с искренней верой. А вот ещё одна история. Её в своих воспоминаниях рассказывал известный фотограф 19 века Сергей Животовский. Однажды он сопровождал в поездке по русскому Северу святого праведного Иоанна Кронштадтского. И в одном селе, где от засухи уже начинались лесные пожары, стал свидетелем того, как по молитвам отца Иоанна пошёл дождь.
— А как ты думаешь, Андрюша, этим людям на картине Абрама Архипова «Просят дождя» Бог поможет?
— А ты взгляни внимательно на горизонт. Видишь, там собираются тучи. Может быть, это и есть ответ художника на твой вопрос? И ответ Бога на молитвы людей и их горячую веру.
Картину Абрама Архипова «Просят дождя» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер