— Положил ведь я вас, всех пятерых положил. А за что — за десяток фрицев?
— Ну зачем ты так? Всё же понятно — война.
— Пока война — понятно. А потом, когда мир будет — будет понятно?
Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не могли?
— Не надо, мы Родину защищали — её.
Старшина Федот Васков, бывалый военный, участник Финской войны, скорбит о гибели служивших под его началом юных девушек-зенитчиц. Это сцена из знаменитого советского кинофильма «А зори здесь тихие». Даже если вы ещё не смотрели сам фильм, то наверняка слышали о нём. По сюжету кинокартины юных девушек-добровольцев — Риту, Соню, Лизу, Женьку и Галю — отправляют с фронта в тыл — на пограничную заставу в Карелию. Именно здесь, в тылу, им предстоит совершить подвиг — впятером задержать шестнадцать немецких солдат и трагически погибнуть, не дождавшись подкрепления.
Фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», снятый по одноимённой повести писателя-фронтовика Бориса Васильева, был признан лучшим фильмом 1972 года согласно опросу журнала «Советский экран». В том же 1972 году кинокартина получила памятный приз Венецианского кинофестиваля, а в 1973 году — была номинирована на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Секрет всероссийской и международной популярности фильма, созданного непосредственными участниками Великой Отечественной — в правдивости и отсутствии ложного пафоса. Образы персонажей далеки от идеала советского положительного героя. Это живые люди, каждый со своими слабостями и мечтами. И общаются они друг с другом просто и сердечно, без чинов и званий. Даже на перекличке старший сержант Рита Осянина вызывает девушек по имени, а не по фамилии и званию. Старшина Васков вначале призывает зенитчиц к соблюдению армейского устава, но при этом за его напускной строгостью чувствуется отеческая нежность и боль за своих подопечных. Ближе к концу фильма командир и девушки-бойцы отбрасывают последние формальности и становятся друг для друга по-настоящему родными людьми.
— Миленький, Федот Евграфыч! Живой! Родненький! Дождались! Дождались!
— Ну что вы, девочки, что вы! Съели ли хоть кусочек, спали ли хоть в полглазика?
— Не хотелось, товарищ старшина!
— Да какой я вам теперь товарищ старшина, сестрёнки! Я вам вроде как брат родной! Так зовите Федот или просто Федя, как маманя звала.
Война стирает различия между людьми, объединяя их ради одной цели — защиты родной земли. На протяжении всей картины мы видим яркий образ Родины: нетронутая природа, деревенские бабы в платках, православные храмы. Одна из ключевых сцен происходит в скиту, где когда-то жил монах-отшельник, а теперь укрылись немцы. Обезумевший от горя после гибели девушек Васков врывается в скит и обезоруживает врагов. В кадре видны старинные иконы, крупным планом показан крест, и на его фоне Федот обращается к немцам с отчаянным монологом.
Ну что, взяли? Взяли, да? Пять девчат было всего, пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы, никуда не прошли!
Как рассказывают снимавшиеся в фильме актёры, убранство скита не снималось с натуры, а было специально воссоздано на киностудии «Мосфильм», каждая деталь сцены тщательно подобрана режиссёром. Снаружи храм в картине показывают много раз, в том числе — и во время начальных титров, что невероятно смело для начала семидесятых годов. Образ храма символизирует то прекрасное, за что сражаются девушки: память о предках и мирную жизнь для будущих поколений, русские традиции, православную веру. «А зори здесь тихие» — история о победе любви и силы духа над физической силой и холодным расчётом. О том, что, защищая дорогие сердцу вещи, самые хрупкие из нас способны совершать подвиги. И это возможно не только на войне.
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия