Когда с кем-то начинаешь разговаривать о греческом монашестве, неминуемо вспоминаешь Святую гору Афон. Однако в Греции монахи живут не только на Афоне. Древние монашеские обители есть и в других регионах Эллады. История и традиции их не менее интересны, чем святогорские. Например, по всей Греции своим гостеприимством и высокой духовностью славится женский монастырь в честь Преображения Господня, расположенный недалеко от города Салоники — северной столицы Эллады. В древности Салоники (или по-старому — Фессалоники) не уступали в величии самому Константинополю, а в плане церковной жизни были известны далеко за пределами Византии. До турецкого нашествия Салоники фактически со всех сторон были окружены монашескими обителями, среди которых особенно славились те, что были расположены на горе Хартьятис.
Местные монахи жили по уставу не менее строгому, чем афонский. Кроме того, обители на Хартьятис были очень гостеприимны по отношению к паломникам — сюда, в отличие от Святой горы, могли приезжать и женщины. К сожалению, в годы турецкого завоевания, а именно в середине 15 века, все крупные монастыри вокруг Салоник были разрушены. Возрождение иноческой жизни началось только в двадцатом столетии. В 1961 году на вершине Хартьятис митрополитом Дионисием (Ладопулосом) был основан мужской Преображенский монастырь. Через 15 лет он был преобразован в женский. В обители стали совершаться регулярные богослужения, открылись иконописная, златошвейная и другие мастерские. Но не замечательные произведения искусства и не красивая архитектура храмов обители привлекают на Хартьятис многочисленных паломников. Монахини Преображенского монастыря ведут очень благочестивый, молитвенный образ жизни, а ещё являются образцом христианского милосердия и гостеприимства.
Обитель ведёт активную благотворительную деятельность и всегда рада принять паломников. Что приводит иногда к отступлению от давних монашеских традиций Греции. Согласно устоявшемуся обычаю в первый день Великого поста все иноческие обители Эллады закрывают свои двери и не пускают мирян. Считается, что те могут помешать монахам уединиться и настроиться на правильный духовный лад. Преображенский монастырь на Хартьятис — единственный в Греции от паломников в первый день Великого поста не закрывается. По благословению основателя обители митрополита Дионисия (Ладопулоса) в обители на горе Хартьятис в этот день проходит открытое богослужение, на которое съезжаются миряне из разных концов Греции. После службы всех паломников приглашают на трапезу — на ней подают особый постный и очень вкусный суп. Его готовит сама игуменья, то есть настоятельница обители. Суп сделан из пасты тахини (перетёртого кунжутного семени), лимона и большого количества зелени. Во время варки суп помешивают только в одну сторону — слева направо. Иначе он может свернуться. К супу подаётся особый постный хлеб — что-то наподобие лепёшек. Трапеза в первый день Великого поста — это тоже для греческих монастырей дело непривычное. Обычно в обителях Эллады до среды, а иногда и до пятницы первой недели иноки не едят вообще. На горе Хартьятис от этого обычая отступают, но только из-за искреннего гостеприимства по отношению к мирянам. По большому счёту именно духовная жизнь монастыря, а не трапеза привлекает паломников. Люди приезжают в Преображенскую обитель, чтобы отвлечься от мирской суеты и вместе с монахинями начать Великий пост.
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 18. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в храм он может услышать, что теперь его главная цель — борьба с грехом. Но возможно ли совершенно победить грех и может ли эта победа быть целью духовной жизни? Ответить на данный вопрос помогает 18-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Когда люди исповедуются редко, у них практически не возникает проблем в том, что рассказать священнику. Когда же они начинают исповедоваться регулярно, то рассказывать о тяжёлых грехах у них уже не получается в силу того, что они их попросту не совершают. И люди из-за этих сложностей с исповедью приходят в отчаяние, которое, как лакмусовая бумажка, проявляет ошибочность их подхода и ко греху, и к Таинству покаяния. Одним из частых оснований для уныния становится страх забыть грехи и не исповедовать всех тех повседневных немощей, которые встречаются в нашей жизни. Переживания о том, чтобы всё вспомнить и всё рассказать, заполняют духовное пространство настолько, что верующие совершенно перестают чувствовать радость от веры... Да и какая может быть радость, если ты безнадёжен и неисправим.
Ну что такое грех? Апостол Иоанн Богослов называет грех беззаконием и имеет в виду не юридические нормы, но нормы тварного бытия. Иными словами, грех — это нарушение тех законов, которые Бог положил в основании мира, и особенного важнейшего закона — любви, ведь Творец Сам есть любовь, и Он творит мир с любовью, и это позволяет апостолу Павлу сказать: любящий исполнил закон. Соответственно, не любящий — нарушил. Но нарушить, конечно, можно по-разному. 18-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с замечательного и очень глубокого описания того, как закон Божий наполняет материальный тварный мир: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь». И, как говорит Давид: нет языка и наречия, где бы ни слышался их голос. Весь материальный мир живёт по законам, которые были изначально даны Богом. Весь, кроме человека, от которого требуется свободное принятие. Почему псалмопевец, упомянув небеса и твердь, день и ночь, и даже путешествие солнца по небосводу, обращается к законам и откровениям Господним, о которых радуется, как о драгоценностях, которые желаннее золота и слаще мёда.
Кажется, что после такого почитания закона и такой любви к нему, Давид должен быть совершенным... Но нет. После всех возвышенных слов он просит Бога избавить его от погрешностей, или дословно от ошибок и неумышленных грехов, которых сам не видит. Давид желает очиститься от тайных, то есть неосознанных или незамеченных им самим прегрешений. Он знает, что повседневные немощи, наполняющие нашу жизнь, неизбывны. Человек, считающий, что они, часто даже невольные, отлучают его от Бога, придёт только к унынию и отчаянию, ведь исправиться он не может. Но, кроме того, что немощи и повседневные прегрешения неизбывны, Давид знает, как знали потом самые разные святые, что они очищаются Богом в ответ на искреннюю молитву и не должны лежать тяжестью на душе.








