
Фото: freestocks / Unsplash
История рождественской ёлки в России во многом необычна... До Петра Первого Новый Год справляли раньше Рождества на целых четыре месяца — первого сентября. И вот в 1699 году, за пять дней до Рождества по старому стилю, Пётр Великий приказал перенести праздник новолетия на первое января 1700 года. И указом повелел украшать дома на Новый год ёлочками или хвойными ветвями, как он это видел в Западной Европе во время своего путешествия.
Так в Россию пришёл обычай, который в самой Европе зародился в Средние века. И по преданию, начало ему положил живший в восьмом веке святой Бонифаций, которого в русской православной традиции называют Вонифатием. Рассказав германскому племени о рождении Христа, он срубил священный дуб грозного бога Одина и вовсе не был поражён громом, чего ожидали его слушатели. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме совсем молодой ели. И Бонифаций сказал, что отныне ель в этих краях будет деревом Христа и напоминать о Его Рождестве.
Надо сказать, что, несмотря на это красивое предание, ёлка как один из символов праздника Рождества Христова, прижилась в народе нескоро. После петровского указа более ста лет она сверкала в наряде лишь в царских дворцах, завораживала маленьких царевичей и царевен.
И вдруг в начале 40-х годов девятнадцатого столетия начался настоящий ёлочный бум. Целые еловые леса двинулись на Новый год в города, украшая дома семей из самых разных сословий. Почему началась мода на ёлку, и вправду остаётся загадкой. Но одна версия кажется правдоподобной. В то время в России появились переводы сказок Андерсена, которые сразу стали популярными у всех сословий. Среди них были рождественские сказки «Ель» и «Девочка с серными спичками», обе с волшебным образом вечнозелёного дерева. Первая сказка — лёгкая, чудесная. Вторая — жизненная и очень грустная, она взывала к сочувствию, к помощи бедным и всем, кому несладко в дни Рождества. Говоря образно, эти сказки могли тронуть, быть может, самую тонкую и звонкую струну русского сердца, струну милосердия.
Именно тогда в России появился обычай украшать ёлку яблоками, мандаринами, сухими фруктами — абрикосами, инжиром, черносливом, а также медовыми пряниками. Эти украшения символизировали дары волхвов, которые были принесены ими в пещеру родившемуся Христу. А вершину ёлки стала украшать Вифлеемская звезда, указывавшая путь волхвам. Так в России новогодняя ель стала по-настоящему рождественской. За это и «пострадала» после революции 17-го года, была названа «поповским обычаем». Впрочем, она недолго была изгнанницей и в 30-е годы вновь вернулась в дома символом Нового года с красной, как бы кремлёвской звездой на верхушке. И уже в наши дни, с началом нового тысячелетия ёлка снова стала напоминать о светлом празднике Рождества — на её ветви возвратились ангелы, а под её пологом уже во многих домах можно увидеть «рождественский вертеп» — маленький домик-пещерку с фигурками Святого Семейства, пастухов и волхвов.
Все выпуски программы Рождество Христово
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема