Тема наказания и способов вразумления непослушных чад интересует всех родителей. Для кого-то в этом вопросе авторитетными источниками являются книги вроде «Домостроя» или Библия, в которой, кстати, сказано, что не надо жалеть розги на любимого сына. Но среди множества методик существуют и такие, в которых вообще ребенка не наказывают: ни телесно, ни морально. И стоят на распутье молодые родители, смотрят на нашкодившего малыша и думают: что же с ним делать? И за таким советом приходят к священникам: как же поступать? И обижаются на уклончивый и общий совет: решайте, мол, сами. Священники в этом случае не отмахиваются от родителей, просто нет универсального ответа на этот вопрос.
Приведу пример. Мы летом с семьей ездили на море. И в пылу счастья старший сын, которому тогда только-только исполнилось семь лет, взял камешек гальки и начал рисовать пальму на машине. Когда я увидел — начал на него ругаться: мол «зачем ты царапаешь автомобиль, покраска дорогая» и прочее. Казалось бы — все правильно сделал: дети не должны своевольничать и портить дорогие вещи. Но правильным это было лишь до того момента, пока я не увидел глаза своего сына, полные страха и паники. Он хотел нарисовать что-то красивое на папиной машине, а папа, который всегда был авторитетом и скалой, который всегда вступался за своего сына перед кем бы то ни было, повернул все свою мощь на него, маленького мальчика. В тот момент он меня боялся не из уважения и любви, как надо бы, а от паники. Он боялся меня как слабое животное — более сильного.
Вот этот взгляд моего ребенка и стал отрезвляющим. Вопреки всему было принято решение не наказывать сына. А к вопросу рисования на машине вернулись спустя неделю, когда все эмоции уже улеглись. Еще раз поговорили, обсудили, сделали выводы. Да и машина наша не настолько ценна, уж точно не стоит она слез ребенка.
Учитесь понимать своих детей. Нельзя применять шаблонные советы во всех жизненных ситуациях, потому что каждый ребенок уникален. И ему свойственно шалить и проявлять свои чувства не так, как привыкли мы, взрослые.
Будьте чуткими к своим детям, и не забывайте что многое в разговоре с ними решает форма подачи мысли. Иногда нужно и в углу постоять, но наказание должно быть что называется «не на эмоциях», не в порыве ярости. Помните, что советуют психологи? Прежде чем отреагировать, сосчитайте до десяти.
Будьте терпеливы и мудры — в конце концов дети учатся у нас искусству воспитания, которое будут применять уже в обозримом будущем.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.