Приходской священник Санкт-Петербургского храма Рождества Христова на Песках, отец Александр Гумилевский, в раздумьях сидел за столом в своей маленькой комнатке. Перед ним стояла открытая жестяная коробочка из-под печенья, наполненная мелкими медными монетами, поверх которых лежали несколько бумажных купюр. «Тридцать шесть рублей, — тихо проговорил он. — А нужно в десять раз больше...»
Деньги, которые батюшка только что тщательно пересчитал, были пожертвованиями за брошюру об Алексии, человеке Божьем. Книжку написал и издал сам отец Александр в надежде с её помощью собрать средства на приют для малолетних нищих. Брошюру охотно покупали. Но и этих денег оказалось недостаточно. Где взять недостающую сумму, отец Александр не знал. Кажется, все доступные способы были исчерпаны, но, увы, не принесли желаемого результата. И всё же после каждого Богослужения отец Александр продолжал обращаться к народу с горячей просьбой поддержать открытие приходского приюта.
Однажды после Литургии к священнику подошёл богато одетый господин. Он протянул отцу Александру пухлый конверт: «Возьмите, батюшка, на приют». Пожертвование оказалось настолько крупным, что хватило на долгосрочную аренду вместительного особняка неподалёку от церкви, и буквально через четыре дня, седьмого апреля тысяча восемьсот шестьдесят третьего года, приют для нищих при храме Рождества Христова на Песках был открыт!
«Кажется, Сам Господь тогда мне помог!», — вспоминал об этом случае священник Александр Гумилевский. Бог действительно помогал ему, потому что отец Александр всю свою жизнь подчинил одной из главных Божьих заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. В детстве Саша сам с лихвой вкусил сиротской доли — его родители умерли, когда мальчику было всего восемь лет. О нём тогда позаботился приходской священник — отдал в Духовное училище, после которого Александр поступил в семинарию, а затем и в Петербургскую Духовную академию, которую окончил в один год с Иваном Сергиевым — будущим «всероссийским батюшкой», святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Став священником, отец Александр заботился о своих прихожанах, как о родных. Навещал больных, ходил для них в аптеку за лекарствами, нуждающимся мог отдать последнее — бывало, что после посещения беднейших прихожан он возвращался домой без сапог или пальто. В тысяча восемьсот шестидесятом году при храме отец Александр открыл Воскресную школу, в которой бесплатно обучали не только грамоте и Закону Божию, но и ремёслам. А через три года смог осуществить свою задумку о детском приюте.
Воспринимая церковный приход как единое целое, семью, члены которой должны поддерживать друг друга, отец Александр сплотил своих прихожан в братство, стараниями которого при храме на Песках была устроена богадельня для престарелых женщин.
В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году отца Александра Гумилевского перевели на служение в Преображенский собор города Нарвы. Там священник сумел организовать и наладить работу приходского попечительства о бедных. А через год вновь вернулся в столицу — его назначили священником церкви Обуховской женской больницы для бедных. Дни и ночи просиживал отец Александр у постели больных, исповедовал, причащал. Он устроил масштабный сбор пожертвований для кассы помощи, из которой нуждающиеся больные могли получить деньги на лекарства, а родственники умерших — на похороны.
...В мае тысяча восемьсот шестьдесят девятого года отец Александр исповедовал больную тифом девушку. На следующий день священник почувствовал себя нехорошо, а вскоре слёг в горячке. Двадцатого мая отец Александр Гумилевский умер. На его надгробии благодарные петербуржцы выбили Евангельские строки: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя».
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











