У любого человека бывают в жизни падения. Не спотыкания, не какие-то случайные недоразумения, а именно падения. Прямо лицом в самую грязь. С размаху. На ровном месте. После чего больно до ломоты в костях. И свет Божий уже не мил.
Но как часто не так страшно само падение, сколько тот яд отчаяния, который сквозь пробитую грехом брешь начинает наполнять душу. Откуда-то из неведомых глубин поднимается тень тёмного двойника и медленно, неотступно парализующим облаком обволакивает душу.
«Да, это ты, ты, ты — это никакая не ошибка, это твоя настоящая природа, которая наконец-то вышла на поверхность, природа подлая, мерзкая, предательская! Посмотри на меня: ты — это я, а я — это ты настоящий. Ты — плохой! Ты — плохой, очень плохой! Ты должен мне поверить! Ты — худший из всех когда-либо живших на земле! И нет тебе прощения — ни на земле, ни на небе! Ты недостоин любви — ни Бога, ни людей, ты даже не стоишь жалости! Вся твоя жизнь — это сплошное враньё, а настоящий ты — именно такой!».
Как важно научиться различать этот навязчивый голос, старательно подделывающийся под твой собственный — различать быстро, лишь только он начинает звучать внутри! И заметив его, надо сразу жёстко его осечь и сказать: «Нет, нет, и ещё раз — нет! Раз я всё ещё живой — значит, Бог в меня верит. Sed spiro — spero! Пока дышу — надеюсь! Значит, где-то в самой потаенной глубине, неведомой тёмному двойнику, сокрыто моё самое главное сокровище жизни — тот отблеск Божественного света, который порой прорывается сквозь всю жизненную муть на поверхность. И когда это бывает — мои глаза зажигаются нездешним светом, слова становятся всепроникающими, руки — всемогущими. Моей заслуги в этом нет — но Бог — не мелочный скупердяй, Его щедрость — покрывает всех. У Него и на мою долю милости — хватит. И если Он в меня верит — значит, я отнюдь не плохой! Если Он в меня верит — значит, и я могу поверить в то, что на самой-самой глубине — я — очень хороший, потому что — Его, потому что — Божий!»
«По вере вашей — будет вам!» Кто верит, что будет хорошим — точно будет!
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема








