Бытует мнение, что Польша — сугубо католическая страна. Действительно, католиков в Польше большинство, но есть там и православные христиане. Более того, в Польше имеется и собственная Православная Церковь. Ее центр находится в Варшаве, хотя, в основном, православные поляки живут на востоке страны. Одним из православных центров Польши является город Белосток и расположенный неподалеку крупнейший мужской монастырь — Супрасльская лавра.
Благодаря соседству православных и католиков в Польше появились общие христианские традиции. Одна из них рождественская вигилия. Слово «вигилия» с латинского языка переводится как «бдение». Когда-то в древности «вигилией» называли ночное христианское богослужение и совместную трапезу после нее. В наши дни «вигилией» в Польше называют ужин после вечерней службы в рождественский сочельник.
Польская Православная Церковь живет по старому, юлианскому, календарю, а значит, празднует Рождество 7-го января. Трапеза сочельника, вигилия, по традиции проходит в кругу семьи. А так как рождественский пост еще не закончен, она обходится без скоромных блюд. Перед началом вигилии на стол кладется сено — в память о сене, лежавшем в яслях Христа. Поверх стелется праздничная белоснежная скатерть.
Еще одной традицией трапезы сочельника является то, что одно место за праздничным столом оставляется свободным. Делается это умышленно, чтобы можно было разделить вигилию со случайно зашедшим гостем. В таком человеке православные поляки видят Самого Христа. Согласно польской пословице — «кто бы ни пришёл в польский дом на святой вечер сочельника, займёт это место и принят будет как брат».
Начинается вигилия с разделения просфоры, церковного хлеба. Глава семейства разламывает просфору на части по количеству гостей. По церковной традиции просфора должна употребляться натощак. Съедание кусочка просфоры перед вигилией указывает еще на один обычай — соблюдать в день сочельника строгий пост, то есть вовсе воздерживаться от еды.
После съедания просфоры участники ужина приступают к трапезе. Главным блюдом трапезы сочельника является блюдо из рыбы — например, щука под соусом. Стоят на столе и угощения, приготовленные из гороха или фасоли.
Сегодня вигилия — замечательная возможность родне пообщаться друг с другом. Раньше вечерняя трапеза сочельника в Польше проходила в полной тишине — в знак почтения перед тайной Рождества Спасителя. Кроме сена, лежащего под скатертью, об исторических обстоятельствах праздника напоминает еще один обычай. Оставшаяся после вигилии еда в польских деревнях по традиции отдается домашнему скоту. В память о том, что свидетелями Рождества Христова были домашние животные: коровы, овцы, ослики, — согревавшие Богомладенца своим дыханием.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема