
Фото: The New York Public Library/Unsplash
Апостол Павел немало странствовал, проповедуя Евангелие язычникам. Свое последнее миссионерское путешествие в Рим он совершил под конвоем. По навету иудеев Павла арестовали, чтобы доставить в столицу империи на суд кесаря. Христиане Рима, узнав о приезде проповедника, вышли ему навстречу на подступы к городу, и он, увидев братьев во Христе, возблагодарил Бога и ободрился.
Описывая эти события в книге «Деяния святых апостолов», евангелист Лука точно указывает место, где произошла встреча Павла с римлянами – возле пристанища для путников, которое называлось «Три гостиницы». Это место считалось самым удобным для остановки путешествующих по Аппиевой дороге – одному из значимых римских трактов. В «Трех гостиницах» в 59 году до Рождества Христова несколько раз останавливался Марк Туллий Цицерон. Римский философ оставил в своих записках отзывы об этом постоялом дворе и указал, что он одновременно являлся одной из станций государственной почтовой службы. По всей вероятности, именно это обстоятельство заставило конвоиров апостола Павла остановить свой выбор на «Трех гостиницах»– стражи были обязаны отправлять депеши с отчетами о том, как арестованный следует на суд.
Ученые неоднократно выдвигали гипотезы, где именно располагались «Три гостиницы», но ни одна из версий не находила археологических подтверждений. Лишь осенью 2015 года во время раскопок, проводимых Археологическим управлением Лацио – одного из районов Рима, были обнаружены остатки древнего комплекса зданий. Руководитель экспедиции, профессор Николетта Кассиери сделала заявление, что это не что иное, как пристанище путников, известное под называнием «Три гостиницы»!
Комментарий эксперта:
Древние руины были обнаружены на пятьдесят восьмом километре Аппиевой дороги, которая сохранилась и поныне. В процессе раскопок взору археологов предстала отделанная бордюрами мощёная тропа, соединяющая основной тракт с обширной каменной площадкой, предназначенной, вероятнее всего, для манёвров транспорта. На площадку выходили два здания – если судить по сохранившемуся основанию, довольно большого размера. Одно из них могло служить стоянкой для повозок, а другое – конюшней. Здесь же ученые обнаружили руины большого дома, остатки стен которого сохранили фрагменты фресок, а пол – мозаичное покрытие. Дом был соединен большим двором с банями-термами, в которых уцелели цистерны для воды. Все артефакты получили датировку между первым и вторым веками христианской эры.
Раскопки в районе, где работала экспедиция Николетты Кассиери, проводились и ранее. В девяностых годах двадцатого века здесь нашли фрагменты каменных плит и столбов, украшенных христианскими символами, характерными для восьмого века. Вероятнее всего, это были развалины древней церкви. Эта давняя находка приобрела особое значение в связи с последним открытием археологов. Дело в том, что в церковных документах сохранились свидетельства, что «Три гостиницы» дали имя епископской кафедре, которая здесь находилась.
Комментарий эксперта:
В документах Латеранского собора, созванного Римским императором Константином Великим осенью 313 года, из шести архиереев епархии Лацио один назван как «епископ Феликс из «Трех таверн». Архипастыри с таким своеобразным титулом упоминаются также в документах римских церковных соборов восьмого и девятого веков. Учреждение епископской кафедры в скромном пригороде Рима напрямую было связано с тем памятным местом, где апостол Павел встретился с христианами столицы. Вполне естественно, что здесь на протяжении нескольких веков находились храм и резиденция для духовенства. И тот факт, что в одной географической точке были обнаружены фрагменты церковных строений восьмого века и остатки гостиничного комплекса первого столетия, свидетельствует в пользу предположения, что это – те самые «Три гостиницы», которые упомянул апостол Лука в «Книге Деяний».
Апостол Лука оставил в своих трудах множество точных указаний, которые позволяют не только читать его книги, как часть Священного писания, но и воспринимать их в качестве исторических источников. «Три гостиницы», упомянутые евангелистом в рассказе о последнем путешествии апостола Павла, стали для ученых зацепкой, вокруг которой были выстроены поиски точного маршрута великого христианского миссионера. И эти исследования увенчались успехом!
24 апреля. О подвиге святителя Каллиника

Сегодня 24 апреля. День памяти Святителя Каллиника, епископа Черникского, жившего в Румынии в девятнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Святитель Каллиник, выдающийся просветитель румынского народа, который с самых молодых лет, когда еще был простым монахом, потом, когда стал уже архимандритом, и продолжал на протяжении всей жизни, когда уже стал епископом, когда был вхож в королевский двор, продолжал заниматься просвещением людей, потому что верил, что люди могут прийти ко Христу легче, если они будут знать Бога. Что люди будут молиться с опорой на богослужебные книги и богослужебные тексты, и общение с Богом для них будет более доступно. При этом это не была погоня за просвещенностью, которая ставит простых людей как людей второго сорта. Нет. Более того, когда святитель Каллиник старался основать типографии даже за пределами своей родной епархии, то условием его было, что коммерческая польза от типографий, которую действительно получали ее владельцы. Пусть они и печатали полезные богослужебные книги, тем не менее половину дохода они должны были все равно отдавать простым неимущим людям. Вот точно так же и нам, дорогие друзья, нужно помолиться святителю Каллинику, чтобы, с одной стороны, мы не забывали о церковном просвещении, старались узнавать богословие, старались больше читать духовного, а, с другой стороны, чтобы это не стало причиной для нашей гордости, святитель Каллиник обязательно походатайствует о нас перед престолом Божьим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 апреля. О рождении свыше

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
О Таинстве крещения как духовном рождении — игумен Лука Степанов.
К этим словам есть уточнение Господа: «если кто не родится от воды и духа, не может войти в Небесное Царствие». Таким образом Господь точно указывает на Таинство крещения как духовное рождение, к которому все люди призваны. Это повеление получают и апостолы после Христово Воскресения: «идите во вся народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам». Так что это откровение Божье Никодиму, пришедшего ночью ко Господу, узнать путь в Небесное Царствие. Господь указывает обязательные врата, двери, с которых начинается принадлежность к вечной жизни, это Святое крещение.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 апреля. О даре Святого Духа

Во 2-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть слова святого Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
О даре Святого Духа — священник Алексей Дудин.
Мы все любим получать подарки. И, конечно же, чем дороже подарок, тем больше наша радость. Есть ли более великий дар, чем дар Святого Духа, который Господь дает всем верующим в него и всем желающим принять этот дар? Но для любого дара всегда есть свои законы. Во-первых, одаряемый должен быть достоин. И для того, чтобы приобщиться дара Святого Духа, душа человеческая должна иметь вместилище, то есть то, где этот Дух Святой может обитать. Человек крестится, человек присягает в верности Христу, человек обещает исполнять его Святые Заповеди. И как благодарность, как дар за этот завет заключенный Христос дает нам Святого Духа. Но дает нам с тем, чтобы мы приумножили его, приумножили Его благодатные дары и не погубили, не потеряли этот дар, потому что мало получить дар. Но очень важно, чтобы этот дар послужил и нам во спасение, и другим людям в помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема