Я часто задумываюсь о том, как помочь подросткам в той или иной тяжелой психологической ситуации. Мы знаем, как сложно быть подростком, как легко ранить эту «категорию населения», что любая рана кажется неизлечимой. Важно понять своего ребенка, причины его грусти, замкнутости, даже уныния, которое при прочих неблагоприятных условиях может перерасти в депрессию. Недавно говорила с психологом на эти темы, вот например: у подростка есть друг или подруга — и вдруг по необъяснимым причинам он начинает дружить с кем-то другим против него. Попадали в такие ситуации? Вот она, твоя лучшая подруга, вдруг за твоей спиной объединилась с другой девчонкой — и они тайно от тебя ходят гулять, сплетничают за твоей спиной, настраивают против тебя остальных — занимаются этим вредительством необъяснимо, бескорыстно и с взахлеб. У мальчишек формы вредительства немного другие, но суть одна. Оставленная подруга или друг — ощущает себя преданным, брошенным и конечно чудовищно одиноким. Пока мы с психологом это обсуждали — я вспомнила точно такой период из собственного тинейджерского возраста. Моя лучшая подруга, объединившись с другой одноклассницей, даже начала причинять мне даже физический ущерб — девчонки рвали мое пальто в раздевалке, заливали водой тетради. Я конечно не пример непоколебимого мужества перед лицом превратностей жизни, но помню, что сохранило меня от уныния, и этот совет может пригодится вашим детям.
Осознав свое одиночество, я подошла к самой странной и нелюбимой в классе девочке Красниковой. Странной она была потому, что просто позже чем остальные пришла в нашу школу, не смогла сразу освоиться в непростом и достаточно жестком школьном коллективе — и так и осталась в стороне, глядя на всех грустно карими глазами с густыми ресницами. Выбрала я ее конечно не за карие глаза. А за легкость добычи. Мне просто очень нужен был друг — ведь боль души после предательства и порванных пальто была нестерпима. И друг, который примет меня наверняка. Поэтому я обрушила все свое обаяние на новенькую и тут же одержала полную победу. Моя новая подруга была так счастлива, что я положу конец ее изоляции, что кинулась со мной дружить сломя голову. Она готова была разделить все мои увлечения, целыми днями сидеть у меня дома, перепечатывать на печатной машинке мои любимые песни Высоцкого и учить наизусть до дыр зачитанную книгу про Трех Мушкетеров. Она также вступила в войну за сохранность моего пальто и тетрадок, так что мои вредительницы недоуменно отступили. Я немного была удивлена накалом нашей новой дружбы, но преданность оценила и шла на компромиссы. Например, когда мы разыгрывали по ролям Трех Мушкетеров — я почему-то всегда должна была быть либо Портосом, либо в крайнем случае Арамисом — Д’Артаньян и благородный Атос всегда доставались Красниковой. Но ее чистая радость от наших игр по мотивам Дюма и ее готовность хриплым девичьим голоском петь со мной Высоцкого излечили мои душевные раны. Надо ли говорить, что период войн и детских жестокостей прошел, и нам всем, взрослым разумным женщинам, смешно это все вспоминать — но тогда это была моя великая победа.!
Может быть, если ваши детки попали в подобную ситуацию и затосковали от одиночества — эта история им пригодится? Как угодно, даже в роли Портоса — но не в унынии. Ведь если вдуматься, Портос — это конечно не Д’Артаньян — но все равно на коне!
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема