Я долгое время занималась социальной журналистикой, и мне очень много раз приходилось сталкиваться с удивительными жизненными историями. Однажды я познакомилась с семьёй из Ростова, где муж был с детства болен ДЦП, а жена уже несколько лет жила со злокачественной опухолью. Но при этом у этой семьи на двоих было столько силищи, что и здоровый позавидует. И я говорю про силищу не только духовную, как многие из вас сейчас подумали. Я и про физическую — тоже.
Костя, глава этой семьи, имеет первый разряд одного из самых трудных направлений в каратэ. Маша — кандидат в мастера спорта. Оба — счастливые обладатели чёрных поясов и крепкой православной веры.
Диагноз Кости был озвучен почти сразу после рождения. Вплотную его здоровьем стал заниматься дед. Интуитивно понимая, что ДЦП — это слабость мышц и общего тонуса, он стал нагружать мальчика физическими упражнениями: массаж, войта-терапия, а когда в два с половиной года Костя встал на ноги, в ход пошли гантели, эспандеры и бег. Но мальчика нагружали не только физкультурой. Уроки для души были не менее активными. Дед регулярно читал внуку Библию, жития святых и водил причащаться. С этим Костя и вырос, каждый день принимая свою болезнь как повод для возрастания в вере и борьбы за собственное здоровье.
У Маши история была не столь радостной. Заниматься с девочкой было некому: отец рано ушёл из семьи, а мама сутками пропадала на работе. Спорт вошёл в Машину жизнь, когда друзья-мальчишки позвали её в секцию тхэквондо. А будучи уже студенткой физкультурного вуза, в её дом пришла первая беда: парализовало маму, уход за которой продлился почти десять лет. Следом же за мамой с инсультом слегла Машина бабушка.
— Чтобы хватало денег на лекарства, — вспоминает Костя,— Маша работала, где только могла. Ночами вязала какие-то носки, убирала подъезды. Даже сторожем была. Понятно, что такое моральное напряжение не лучшим образом сказалось на её здоровье (поддержки со стороны не было никакой, в храм она тоже не ходила). Сначала у Маши диагностировали вторую стадию рака, а потом — четвёртую. Неизлечимую.
Познакомились Костя и Маша в спортивной школе, где оба преподавали. Маша в это время уже болела.
— Я, — говорит Маша, — была очень замкнутой. Пыталась полностью уходить в работу, чтобы не думать. Ни о себе, ни о болезни. И, вдруг, Костя. С цветами. С билетами в кино. Как в сказке, в которую я тогда уже совсем отчаялась верить...
А после кино... было ещё одно кино. И потом ещё одно. А через несколько месяцев Костя сделал Маше предложение. Маша была тогда совершенно неверующей, но Костя настоял на венчании. «Без Бога, — говорит, — у нас с тобой просто не будет сил — жить». Сейчас ребята женаты уже шесть лет, продолжают работать, ходить в храм по воскресеньям и... благодарить Бога за каждый подаренный им новый день. Потому что знают: их расставание друг с другом может наступить в любой момент...
Но ведь и наше расставание с близкими может наступить в любой момент. Только почему-то мы не так часто вспоминаем об этом. Возможно, опираясь на эту мысль как на главную, очень многие проблемы показались бы нам не такими уж глобальными. А каждый прожитый вместе с любимыми день давал бы нам новые силы на умножение благодарности, веры и взаимной любви.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












